Напомним, что в 1992 году только появился гипертекстовый протокол (HTTP), без которого невозможно представить современный интернет, а всемирная Сеть использовалась в основном для электронной почты и обмена файлами (FTP).
Первый интернет-браузер с графическим интерфейсом NCSA Mosaic появился на год позже, а приобрел всемирную популярность только в 1995 году, пишет INENA.ua.
С середины 1990-х в мире начался бурный рост числа регистраций доменных имен. Интернет стремительно вошел в нашу жизнь, а вместе с ним — и его атрибуты. Администратор домена .UA Дмитрий Кохманюк в своем выступлении отметил, что домены сегодня превратились в идентификаторы различных объектов и предприятий, и привел пример, когда доменное имя стало названием обычного физического магазина.
«Виртуальная реальность занимает место реальной и становится основной. Домены выступают сейчас как маркеры вашего присутствия в мире. Это слова, которые помогают нам ориентироваться в электронном пространстве».
После 2007 года рост числа доменных имен в мире существенно замедлился. Ситуация может быть несколько иной в некоторых новых доменных зонах, но не в традиционных национальных доменах верхнего уровня (ccTLD). Об этом четко говорит сервис Google Trends при вводе поискового запроса «доменное имя».
«Если посмотреть на статистику Google Trends или подобного сервиса, то станет понятно, что количество доменов глобально не растет. Хотя наблюдались некоторые всплески активности, связанные с тем, что китайцы регистрировали огромное количество цифровых доменов, однако общую тенденцию это не меняет», — заявил президент холдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский.
Сегодня нет четкого обще признанного понятия, что такое доменное имя. Некоторые эксперты классифицируют его как услугу, другие — как интеллектуальную собственность и тому подобное. Но очевидно, что с развитием цивилизации появилось такое понятие как цифровая собственность. И именно домены стали первой «недвижимой собственностью» в интернете (хотя сейчас уже появились другие типы цифровой собственности, например, криптовалюта).
И цифровая собственность имеет одно интересное свойство: любое движение в интернет-мире нельзя вернуть обратно, — разъясняет Александр Ольшанский. То есть, если в интернете открыли новую доменную зону, то ее практически невозможно полностью закрыть; примеров закрытия сколько-нибудь крупных доменных зон не существует. А если вы разрешили использовать в доменах нелатинский алфавит, то в будущем не сможете отменить такое решение. И поскольку много процессов в цифровой сфере необратимы во времени, цена очень сильно возрастает. Ведь любая сделанная ошибка в этой сфере приводит к непоправимым последствиям.
Про блокчейн в доменной индустрии
Поскольку доменное имя является цифровой собственностью того, на кого она зарегистрирована, то и обращаться с ней можно, как с обычными физическими объектами. Отсюда вытекает несколько важных фактов. Прежде всего, реестры, которые ведут учет данной собственности, должны быть пассивные — только фиксировать факты и не принимать никаких решений. Блокчейн — это пример такого идеального пассивного реестра, который принимает любой факт как данность. Если цифровой актив меняет владельца, то этот факт просто записывается в реестр. Современные доменные реестры не обладают такой технологической структурой как блокчейн-реестры, поэтому у них есть возможности для псевдорегулювання данного процесса. Юрий Каргаполов из консорциума «УЦПНА» уверен, что довольно скоро индустрия перейдет к системе распределенных реестров на базе блокчейна. Поэтому сегодня мы стоим на пороге революционных изменений в DNS-индустрии.
Идею использовать блокчейн для реализации реестра доменных имен в своем выступлении проанализировал и Юрий Чалый, директор компании «Юнитрейд Про». Он отметил, что на данный момент блокчейн-реестр не способен обеспечить существующие объемы регистраций в глобальной доменной системе, впрочем, не стоит исключать появления такой возможности в будущем.
Проблема актуальности данных
Александр Семеняка, представитель RIPE NCC, в своем выступлении сообщил о планах повысить качество базы данных IP-адресов. По инициативе Europol, в RIPE NCC будут проводить регулярную проверку всех IP-адресов, связанных с фишингом, спамом и другими правонарушениями. Если правильность данных по IP-адресу не удается проверить, то приостанавливается членство в RIPE для компании, владеющей адресу.
Однако, такие намерения вызвали осуждение других участников конференции UADOM. Так, Александр Ольшанский заявил, что эти действия приведут лишь к тому, что большинство кибернарушителей — спамеров, фишеров и других онлайн-мошенников — просто оформят свои сайты на подставную компанию, зарегистрированную где-то на далеких островах. Таким образом, юридически проблема будет решена, но в реальности качество контента базы данных не повысится.
«Есть плохие домены, с которых рассылаются спам-сообщения и вирусы — давайте их запретим и обяжем всех вносить в Whois правильные адреса. Как вы считаете, преступник когда-нибудь добавит свой реальный адрес в Whois? Зато такой реестр может превратиться в механизм конкурентной борьбы, иногда — на механизм вымогательства денег. В результате мы получим некоторую политику, которая точно не достигает поставленной цели, но сильно усложняет систему и мешает законопослушным гражданам».
ICANN, как «лебедь, рак и щука»?
Как известно, 18 сентября 1998 года при участии правительства США была создана международная некоммерческая организация ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers — Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами»), предназначенная для регулирования вопросов, связанных с доменными именами, IP-адресами и прочими аспектами функционирования интернета. Сначала ICANN находился «под крылом» правительства США, однако теперь она является независимой организацией, которая находится под контролем множества сторон — multi stakeholder. Непонятно, какую цель ICANN будет реализовывать в дальнейшем. Ведь любая организация может стать членом ICANN и влиять на процесс принятия решений, кроме того, на этот процесс могут влиять и правительства других стран. Есть ли уверенность, что такая многоголосая организация будет развивать интернет в правильном направлении?
Сейчас в этой сфере происходит революция с отрицательным знаком, считает Ольшанский. Утерян вектор направления и мы не понимаем, чего хотим от цифровых активов. Доменная система обеспечивает нам определенную свободу и независимость от крупных интернет-корпораций, таких как Google, Facebook и тому подобное. Поэтому необходимо перейти к совершенно другой модели управления, которая будет учитывать особенности управления цифровыми активами.
«За последние 5 лет в доменной индустрии было сделано очень много ошибок, начиная с использования национальных алфавитов в доменных именах, и заканчивая новыми gTLD, которые ждет коллапс. Но проблемы будут не только с новыми gTLD, но и в традиционной сфере доменов, которая существовала до них. То есть цена, которую придется заплатить индустрии за свои глупости. И если так будет продолжаться, то скорее всего, через несколько лет мы будем обсуждать какой-то пассивный распределенный реестр на базе блокчейна, который выполнит всю работу за нас, по той причине, что мы не смогли корректно урегулировать эту систему».
Впрочем, Александра Куликова, руководитель международной корпорации ICANN по связям со странами Восточной Европы, отметила, что превращение ICANN в независимую организацию планировалось изначально, просто процесс затянулся. Теперь же у этого сообщества появились новые полномочия, а роль правительств стран в управлении ICANN не является решающей.
Однако, Ольшанский уверен, что даже незначительное, но скоординированное меньшинство способно перевесить большинство, если последнее не знает, чего оно хочет. Вероятно, в ближайшее время ICANN столкнется с проблемой принятия решений, поскольку из 206 стран-участниц организации стран первого мира относится всего несколько десятков стран, а остальные вряд ли нацелена на те же ориентиры.
Google — новый защитник доменной системы
Не секрет, что доменные имена придумали для того, чтобы легче запоминать и находить определенные ресурсы в интернете. Однако сейчас это преимущество утратило свою актуальность, поскольку в поисковые системы мы задаем не доменные имена, а ключевые слова. А если речь идет о странице человека или компании в социальной сети, в таком случае вообще нет такого понятия, как доменное имя. По словам Ольшанского, Google уже много лет вел целенаправленную борьбу с доменной системой. Facebook делал то же самое, поскольку доменная система является тем сегментом интернета, который они не могут контролировать. Однако около года назад ситуация резко изменилась: Google сделал «откат назад», поскольку в компании поняли, что когда исчезнут доменные имена, то поисковикам нечего будет индексировать. В результате выигрывает именно Facebook и другие централизованные платформы. Интернет-гиганту понадобилось почти полтора десятилетия, чтобы осознать всю опасность такой ситуации.