19.03.2024
визы H-1B

Визы в США типа H-1B: тайны Кремниевой долины

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Согласно статистических данных Департамента труда США в течение 2016 финансового года компания Cisco Systems Inc. подала заявки на получение около трех тысяч виз типа H-1B с целью найма иностранцев на хорошо оплачиваемые места в своем разветвленном офисе-кампусе, Сан-Хосе, Калифорния.

Заявленные позиции: логисты, менеджеры, аналитики, исследователи. Среднегодовая зарплата – около $120 000, а самая высокооплачиваемая вакансия «старшего директора по вопросам корпоративной стратегии» обещала принести кандидату $197 000 в год.

Однако указанные цифры не иллюстрируют полную картину того, как Cisco и другие компании в Кремниевой долине используют противоречивую визовую программу для пополнения своей рабочей силы. О реалиях – в адаптированном переводе исследования BloombergTechnology.

Н-1В: история, реформы, реакции

В течение многих лет визовая программа H-1B была ключевым приоритетом государственной политики в Кремниевой долине. И источником многочисленных споров. Ежегодно американское правительство выдает 65 тыс временных виз с правом работы с помощью произвольной лотереи, а еще 20 тыс виз предназначено для заявителей с конкретными специализациями. Визы действуют в течение трех лет и их можно продлить. По оценкам Института экономической политики в 2013 г. по визам H-1B в США работало около 460 тыс человек. Американская технологическая индустрия утверждает, что визовая программа является важным способом привлечения иностранных работников с редкими техническими навыками, а критики твердят, что визовая программа – это способ аутсорсинга, благодаря которому компании снижают свои расходы, выплачивая низкую заработную плату преимущественно индийским работникам.

Новый Президент США Дональд Трамп (Donald Trump) включил реформу программы H-1B в перечнь мер по ограничению иммиграции. В апреле его администрация внесла несколько изменений в программу, уделив основное внимание сокращению распределения виз сотрудникам, которые не занимаются высококвалифицированной работой, и попросила федеральные учреждения разработать стратегию более глубокого реформирования. Такие изменения вызвали беспокойство в индийской ИТ-индустрии.

«Программа Трампа “Америка превыше всего” (America First) и сосредоточение на ослаблении иммиграции, в частности, на изменении визовой политики нанесут вред ИТ-сектору», – заявил в мае Винит Найяр (Vineet Nayyar), вице-президент Tech Mahindra, одной из крупнейших компаний в области технических услуг в Индии.

Официальная же позиция Кремниевой долины относительно предложенных реформ программы H-1B была в основном сангвиничной. Технологические группы выразили сдержанный оптимизм после административных шагов в апреле, а политологи высказали мнение о том, что все, что плохо для аутсорсинговых компаний, будет полезным для самой Долины. «Если индийским фирмам будет сложнее заполнить вакансии, тогда компании, которые действительно нанимают высококвалифицированных специалистов, будут процветать», – высказался Максим Буржуа (Rod Bourgeois), руководитель по исследованиям компании DeepDive Equity Research.

Серые реалии ИТ индустрии

Однако, анализ публичных данных, проведенный Джефри Роудзом (Geoffrey Rhodes), юрисконсультом одной из компаний в области ИТ из Колумбии, штат Южная Каролина, показал, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Роудз перебирал заявки на получение визы H-1B, ища контактную информацию для потенциальных клиентов. Из любопытства он начал просматривать документы компаний, которые появлялись в новостях за освобождение своих американских сотрудников. Информация по каждой отдельной заявке является более детальной по сравнению с общесистемными данными, которые можно получить с сайта Департамента труда. Поэтому Роудз написал программу, которая загрузила тысячи заявлений на получение виз (с полными данными) в свои электронные таблицы. Проанализировав их, Роудз установил, что американские технические компании используют огромное количество работников H-1B, которые не являются высококвалифицированными: просто делают они это не своими силами, а через фирмы-посредники.

Так, три тысячи заявлений на получение виз H-1B, поданных направления компанией Cisco, составляли лишь 40% от фактического количества заявлений компании за год. Остальные предоставили ИТ-фирмы, преимущественно из Индии. Единственным свидетельством того, что компания Cisco имела какое-либо отношение к ним, были адреса, перечисленные, как место занятости, – фрагмент данных, который не входит в агрегированную статистику, выданную Департаментом труда. Говоря об использовании программы H-1B, сами компании в Кремниевой долине не вспоминают о сотрудниках, работающих подрядчиками, также известных под общим названием «контингентной рабочей силы», а это означает, что предоставленная ими информация не соответствует действительности.

Конечно, не каждая заявка на получение визы становится визой. Однако, в целом, количество заявок показывает, что и сама Cisco больше зависит от программы H-1B, чем она признает, и что компания использует программу не совсем открыто. «Как и много других крупных компаний, Cisco сотрудничает с контрактными фирмами для привлечения высококвалифицированных работников на контрактной основе», – сказано в заявлении Cisco. – «Хотя мы считаем чрезвычайно важным, чтобы высококвалифицированные работники имели возможность приехать в США для работы и воплощения инноваций, подавляющее большинство наших сотрудников – граждане и постоянные жители США. В условиях высокой конкуренции на рынке компания Cisco придерживается стратегии справедливого вознаграждения согласно рыночных условий и без учета иммиграционного статуса».

Однако, данные говорят, что фирмы-посредники не подают заявки на получение виз на заполнение должностей высшего уровня, компания делает это самостоятельно. В процессе подачи заявок на визу H-1B фирмы-посредники определяют уровень опыта работы, на которую они нанимают, в масштабе от одного до четырех. Около 90% вакансий классифицируются по минимальному уровню заработной платы («рутинные задачи, не требующие суждений») или второго уровня («умеренно сложные задачи, которые требуют ограниченных суждений»). Среднегодовой уровень заработной платы – $88 500, что составляет около двух третей от средней заработной платы за визовые заявки для рабочих мест, предоставляемых непосредственно компаниями.

Под шквалом усиленного внимания оказалась не только компания Cisco. Анализ документов Департамента труда США показал, что фирмы-посредники подают много заявок на получение иностранной визы для работы в других крупных американских технологических компаниях. Так в 2015-2016 гг. заявки, поданные посредниками, составляли половину от всех документов на получение визы Н-1B компании PayPal Holdings Inc., 43% – для корпорации Microsoft, 29% – для EBay Inc., примерно четверть – для Google и около 12% – для Facebook Inc. Фирмы-посредники сотрудничали с Infosys и Wipro.

На просьбу BoombergTechnology прокомментировать ситуацию пресс-секретарь Facebook заявила, что компания непосредственно не контролирует вакансии, описанные в заявках, но сотрудничает лишь с авторитетными партнерами. Пресс-секретарь EBay заявил, что компания использует работников контингентной рабочей силы для повышения гибкости своих операций. Amazon, Apple, Microsoft, Alphabet и PayPal отказались от комментариев.

На протяжении десятилетий крупные IT-компании полагались на посредников для выполнения задач на более низком уровне, экономя средства и высвобождая более квалифицированных сотрудников для более сложных операций. Традиции трудно изменить. «Несмотря на то, что эти рабочие места составляют значительную часть имеющихся вакансий на рынке, они не являются действительно открытыми или прозрачными», – комментирует Прадип Чохан (Pradeep Chauhan), бывший менеджер по вопросам закупок компании Microsoft, который сегодня работает в OnContracting, компании, предоставляющий информацию о рынке ИТ.

  1. Последние
  2. Популярные

Популярное за неделю

Error: No articles to display

Самые популярные метки