19.03.2024
Илон Маск

Илон Маск - человек пытающийся изменить мир

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В конце концов дыхание перехватило не от долгожданного старта, а от приземления. Через восемь минут после того, как 6 февраля первая частная сверхтяжелая ракета SpaceX Falcon Heavy оторвалась от стартовой площадки на мысе Канаверал, на Землю вернулось два из трех ее ускорителей, пишет The Economist.

Две стройные колонны с пламенем от двигателей впереди и громом от прохождения звукового барьера позади элегантно приземлились на площадки друг возле друга с разницей в какую-то долю секунды. После такой мощной силы такая деликатность.

Высоко, за пределами атмосферы, раскрылся обтекатель второй ступени ракеты и выпустил свой груз: красный родстер Tesla производства компании, которая тоже принадлежит Илону Маску, как и SpaceX. Манекен за рулем родстера одет в космический скафандр SpaceX, из динамиков раздается Дэвид Боуи, а на панели красуется табличка с надписью «Без паники!», лозунг из «Путеводителя по Галактике». На заднем плане постепенно уменьшается огромный голубой диск Земли. Где-то далеко внизу млеют миллионы гиков.

Увенчать замечательное техническое достижение экстравагантным, несколько шутливым жестом вполне типично для Маска. Но это не стоит воспринимать за недостаток серьезности. Он не просто ради развлечения хочет строить ракеты и скоростные автомобили. И руководит двумя мультимиллиардными компаниями также не ради обогащения или победы над конкурентами. Инженер стремится открыть фундаментальные возможности, которыми, по его мнению, рынок не хочет заморачиваться. Цель SpaceX — сделать из человечества межпланетный вид, а значит, обезопасить его от глобальной катастрофы, предоставив средства для построения цивилизации на Марсе. Цель Tesla — лозунг на стене его завода во Фремонте, штат Калифорния: «Ускорить переход мира к экологически чистой энергии».

Создание любой из этих двух компаний уже само собой было бы немалым достижением. То, что их основал и руководит ими параллельно один человек, просто чрезвычайно. Это свидетельствует, что у Маска есть особые таланты: стратега, менеджера и источники вдохновения. А еще высокие амбиции.

Основанная в 2002 году, с первым успешным запуском в 2008-м, компания SpaceX стала доминировать на рынке коммерческих запусков космических аппаратов. В 2017 году она запустила 18 ракет — больше, чем вся остальная Америка с Европой вместе. Ее Falcon-9, безусловно, самая дешевая на рынке из сверхтяжелых ракет для вывода грузов на орбиту отчасти потому, что лишь она одна может отправлять свои ускорители обратно на Землю для повторного использования. (И даже в SpaceX случаются сбои: вместо мягко сесть на специальную плавучую платформу, третий ускоритель Falcon Heavy упал в море на скорости 500 км/час.)

Тем временем Tesla показала, что электромобиль ни в чем не уступает лучшим автомобилям с бензиновым двигателем, а, по мнению многих владельцев, даже лучше, и быстро стала брендом премиум-класса. Model S от Tesla, цены на которую начинаются от $70 тыс., имеет самые высокие продажи среди электроавтомобилей в США три года подряд. На новую Model 3, которая вдвое дешевле Model S, уже более чем полмиллиона заказов — чем не попытка завоевать массовый рынок?

Обе компании побеждают именитых конкурентов в своих отраслях благодаря сочетанию четкого понимания того, как технологии расширяют границы возможного, с пламенной решимостью двигать их еще дальше. Это знакомо из других историй успеха, которые случились в Кремниевой долине. Но тот факт, что цели этих двух компаний не ограничиваются продуктами и доходами, выделяют их, например, на фоне таких фирм, как Amazon Джеффа Безоса или Alphabet Ларри Пейджа. В своей книге «The Complacent Class» («Самодовольный класс») экономист Тайлер Ковен называет Маска исключительным примером, современным «самым заметным и самым очевидным представителем идеи большого прогресса в физическом мире». Руководитель одного из крупнейших фондов прямых инвестиций в энергетической индустрии говорит, что никто не двигает вперед ни «чистые» технологии, новые бизнес-модели так, как это делает Маск: «Миру нужен Илон Маск!».

Но эти достижения, глобально-исторические амбиции и похвала, которую они заработали, не означают, что Маск со своими электромобилями и ракетами уже может сказать «гоп». Следующее, что прозвучало из уст этого фондового менеджера, было: «Выставить Tesla на короткие продажи». Производство жизненно важной Model 3 слишком отстает от графика, а финансы компании, кажется, не безразмерные. Кристиан Хоффманн из инвестиционной компании Thornburg называет покупку акций Tesla из расчета на то, что Маск быстро решит проблемы компании, джеймсбондством: «Ему приходится ускользать из-под лавины, уклоняться от пуль, съезжать на лыжах с обрыва, открывать парашют и спускаться в безопасное место, чтобы спасти мир».

Возможно, это ему удастся. В 2008 году и SpaceX, и Tesla стояли на грани банкротства. Сейчас у них совокупная стоимость, которая превышает $80 млрд. Но хронические проблемы в Tesla означают, что наступил самый напряженный с 2008-го год. Чтобы оценить риск, посмотрите на то, чего достиг Маск сейчас и чего он не достиг и какие качества помогли ему это сделать.

Болезненные уколы действительности

Из двух целей (колонизация Марса и содействие переходу Земли на зеленую энергию) вторая звучит более реалистично, не в последнюю очередь потому, что у нее много сторонников. Но SpaceX в гораздо лучшей форме, чем Tesla. Компания — частная собственность (по словам Маска, который имеет контрольный пакет акций, такой она и останется). В 2015 году Google и Fidelity инвестировали $1 млрд, а более поздние изменения подняли стоимость фирмы в более чем $21 млрд.

SpaceX остается сторонником модульного дизайна, вертикальной интеграции и постоянного совершенствования, ранее не виданного в космическом бизнесе. Например, Falcon Heavy работает на 28 двигателях Merlin, все они построены с нуля на заводе компании в Калифорнии и намного мощнее тех «мерлинов», которые подняли первый Falcon 9 в 2012 году. Благодаря своим достижениям компания SpaceX начала запускать спутники и заниматься логистикой (ее космический корабль Dragon многоразового использования доставляет грузы на Международную космическую станцию). Этот бизнес расширится после того, как очевидно, уже приблизительно в следующем году — Dragon получит разрешение перевозить на орбиту не только грузы, но и астронавтов.

Инновационные поиски продолжаются, и это хорошо, потому что через несколько лет SpaceX может встретить серьезного конкурента в лице ракетостроительной компании Blue Origin, которой владеет Безос и которая, вероятно, окажется активнее и амбициознее всех тех соперников, с которыми SpaceX до сих пор имела дело. Сделав из ракет Falcon источник прибыли, SpaceX переносит внимание в своей исследовательской работе на еще большую (а возможно, и более дешевую) ракету под названием BFR и на целое созвездие из тысяч спутников связи. В этом SpaceX будет использовать свои возможности дешевого вывода грузов в космос, чтобы создать доступ к высокоскоростному интернету в любой точке мира. По оценке экспертов инвестиционного банка Morgan Stanley, это может поднять стоимость компании до $50 млрд. Но для этого SpaceX придется решить новые проблемы в производстве и столкнуться с новыми конкурентами.

Tesla уже дороже: примерно $60 млрд. Это более-менее равно стоимости GM, которая выпускает в 80 раз больше автомобилей. В 2004-м Маск приобрел крупный пакет акций компании Tesla, основанной за год до того, и стал председателем совета директоров; в 2008-м, когда компании грозило закрытие, он стал генеральным директором. Через два года компания вышла на биржу и быстро стала мировым лидером в области производства электромобилей; за прошедший год она выпустила более 100 тыс. машин. Представляя Model 3, Маск заявил, что до конца 2017-го Tesla будет выпускать их по 5 тыс. на неделю.

Этого не случилось. Фактически Tesla даже близко не подошла к таким показателям. За весь IV квартал 2017 года компания выпустила лишь неполных 2,5 тыс. автомобилей: меньше чем половина заявленного недельного плана. Сейчас Tesla обещает довести выпуск до 5 тыс. машин в неделю до конца этого года, отказавшись от предыдущих планов в 10 тыс. Тем временем конкуренция обостряется. Крупные мировые автопроизводители тоже вступают в электрическую игру. Среди новых игроков компания Alphabet, которой принадлежит производитель беспилотных автомобилей Waymo (бывшее подразделение Google).

Учитывая все это, многие считают оценку Tesla неоправданной. Иногда кажется, что Маск признает их правоту. «Такой высокой рыночной капитализации мы не заслуживаем», — сказал он в выступлении перед губернаторами штатов в июле 2017-го, вскоре после того, как оценка стоимости Tesla впервые превысила отметку Ford. Чтобы успокоить акционеров и убедить их, что Маск не откажется от своих обязательств, в январе Tesla представила новую программу выплат, в которой все доходы привязаны к четко определенным показателям: доходов, годовых прибылей (которых пока что в компании нет совсем) и рыночной капитализации. Последняя запланирована на уровне $650 млрд до 2028 года. Это примерно равно совокупной текущей стоимости 10 крупнейших автопроизводителей мира.

Чтобы обеспечить это быстрый рост, — фактически неслыханное для компании такого размера, Tesla должна стать не просто успешным производителем автомобилей для массового рынка, которым она пока не является, а целой индустрией в себе и для себя. Она должна обеспечить лучшие электрические альтернативы двигателю внутреннего сгорания, где бы он ни стоял, — от газонокосилок до огромных грузовых автомобилей, а еще продавать аккумуляторные системы потребителям и коммунальным предприятиям в гигантских масштабах.

Почему вообще кто-то должен верить такой самоуверенности? Один из аргументов: электродвигатели, сконструированные и построенные так, как это делает Tesla, лучшие и потенциально гораздо выгоднее чем другие альтернативы. Недавно проведенный консалтинговой компанией McKinsey сравнительный анализ показал, что электромобили, спроектированные «с нуля», гораздо лучше (например, с точки зрения дальности пробега и объема салона) чем электрические версии бензиновых автомобилей, которые все еще выпускаются на уже имеющихся линиях сборки. Рассчитывая преимущественно на собственных разработчиков (как это делает SpaceX), Tesla может оказаться куда прибыльнее нынешних конкурентов. Аналитик инвестиционного банка Cowen Джеффри Осборн подсчитал, что 80% стоимости компании Tesla создается на ее заводе во Фримонте. Это ориентировочно втрое-вчетверо больше, чем для типичного легкового автомобиля.

Кроме того, заводы по производству электромобилей могут быть гораздо более продуктивными, чем те, где производят двигатели внутреннего сгорания; если приводная система обычного автомобиля насчитывает около 2 тыс. деталей, то Model S имеет меньше чем 20. По мнению Маска, это преимущество дает возможность создать «машину, которая производит машины» лучшего качества, чем у любых других компаний. Но пока что мизерный выпуск Model 3 свидетельствует, что эта система в лучшем случае работает не всегда слаженно. Также это свидетельствует и о том, что Tesla не получает тех доходов, на которых компания строила свои финансовые планы.

«Гигафабрика», аккумуляторный завод, в который Tesla и Panasonic инвестируют $5 млрд, также имеет проблемы. Инвестиции основываются на идее о том, что компании Tesla нужен большой размах в производстве аккумуляторов, а обеспечить его можно только на высокоавтоматизированном гигантском предприятии. По словам Маска, эта гигафабрика возле города Спаркс в штате Невада будет крупнейшим сооружением в мире по площади.

Аналитик банка Nomura/Instinet Ромит Шах оценивает мировой спрос на батареи для электромобилей в конце 2014-го, когда было объявлено о строительстве гигафабрики, на уровне примерно 12 ГВт/ч в год. По оценке Nomura, только сам этот завод обеспечит мощность на уровне 40 ГВт к концу этого года. В 2016-м Tesla за $2,6 млрд приобрела SolarCity, компании по производству солнечных панелей и бытовых аккумуляторов, основанную двумя кузенами Маска при его содействие. Одной из причин была необходимость забрать себе часть этой гигантской предложения аккумуляторов. Другой, кстати, — то, что компания SolarCity по шею сидела в долгах. Финансовое спасение побочного проекта генерального директора вызвало неоднозначные реакции, но акционеры Tesla, в конце концов, поддержали его с большим преимуществом. Именно системы накопления энергии, а не автомобили, могут в отдаленной перспективе оказаться крупнейшим рынком для аккумуляторов: ведь не случайно в прошлом году компания сменила название с Tesla Motors просто на Tesla.

Вывести гигафабрику на обещанные темпы выпуска и масштаб жизненно необходимо для планов Маска. Это оказалось чрезвычайно трудной задачей. Во время поездки до города Спаркс в прошлом году соучредитель Tesla, ныне главный технический директор компании Джеффри Стробел был полностью занят вопросами автоматизации производства: «Такие сложные машины еще никогда ранее не строились в такое беспрецедентно короткое время». В прошлом году в октябре Маск написал в Twitter, что этот проект — «восьмое круг производственного ада».

Ряд необычных объяснений успеха Илона Маска

А пока Стробел мучается в аду, Tesla сжигает деньги едва ли не быстрее, чем Falcon Heavy ракетное топливо. По подсчетам банка Barclays, в этом году компания потратит $4,2 млрд. При $3,4 млрд на счетах на конец 2017-го Маску почти наверняка понадобятся новые вливания средств в середине года, а возможно, еще более позднее. Осборн, аналитик банка Cowen прогнозирует капитальные расходы Tesla на уровне $20 млрд — $25 млрд с 2017 по 2020 годы. Известный инвестор и основатель компании Kynikos Associates Джим Ченос, который предсказал банкротство Enron, недавно раскритиковал Tesla за хроническое отставание от графиков и невыполнения запланированного: «Эти активы ничего не стоят».

Однако акционеры, похоже, пока с этим не соглашаются. Цены на акции Tesla держатся на достаточно постоянном уровне; если предложение увеличили, их покупали бы даже активнее. Они инвестируют потому, что, по словам одного из сотрудников SpaceX, «люди верят в Илона». Когда он говорит (как, например, 7 февраля), что «если мы можем послать кабриолет к поясу астероидов, значит решим проблемы с производством Model 3», то многие с радостью соглашается с этим лишенным логической связи утверждением.

Способность Маска вдохновлять не ограничивается только публикой и инвесторами. Она привлекает ярких личностей в его компании, где они работают с таким же рвением, как и он сам (да еще и могут ощутить на себе его характер). Стробел отмечает, что «миссия действительно имеет значение, вот поэтому мы так стараемся». Операционная директор SpaceX Гвинн Шотвелл говорит, что чрезвычайно высокая планка, которую поставил Маск для SpaceX, «очень вдохновляет и помогает ей находить лучших из лучших: «Мы редко когда теряем кандидата». С этим соглашаются сторонние наблюдатели. Венчурный капиталист из Кремниевой долины Винод Хосла признается: «Миссия Илона стала мотивацией для стольких людей! Это часто случается на небольших социальных предприятиях, но очень редко в таком масштабе».

Однако компании Маска опираются не только на его привлекательные идеи. Есть еще две яркие черты: его подход к риску и бесстрашие перед сложным.

Его отношение к риску не похоже на других в Кремниевой долине, считает преподаватель Стэнфордской школы бизнеса Эми Уилкинсон. По ее словам, предприниматели редко решаются на большой риск в новом деле, после того как достигли блестящего успеха. А те немногочисленные бизнесмены, которые становятся серийными предпринимателями, обычно остаются в какой-то одной отрасли.

Маск, продав свою первую компанию Zip2 фирме Compaq за $341 млн в 1999 году, вложил всю выручку сразу в X.com — интернет-банк, который позже назвал PayPal. Через полтора года после продажи PayPal компании eBay за $1,5 млрд он вложил почти все свои доходы в компании Tesla и SpaceX. С каждым новым раундом финансирования он идет на больший риск.

Если босс решается на риск, то это еще не означает, что компания действует опрометчиво. Шотвелл указывает на двоякий подход к риску в SpaceX. Во многом это очень унифицированная операция. Большинство менеджеров и инженеров работают непосредственно на производстве, среди специалистов и рабочих на конвейере. Люди легко переходят с места на место, испытывают новые идеи и учатся у коллег, которых в традиционной структуре могли бы так никогда и не встретить. В то же время дизайнеров и инженеров поощряют к такой миграции, тогда как оперативных и производственных подразделений это точно не касается. По словам одного бывшего менеджера высшего звена, Маск идет на нужный, на его взгляд, риск, но не решается на дополнительные, для того чтобы просто сэкономить время или усилия. Другой инсайдер называет его «любителем риска для себя самого, который оберегает от этого всех вокруг».

С такой точки зрения действия Маска, возможно, как раз подходят под его общую цель: риск, возможно, даже и самопожертвование, на которые он готов пойти, чтобы предотвратить катастрофу. Его веру в технический прогресс омрачает тревога (что нетипично для Кремниевой долины): Маск — оптимист-параноик. Поэтому Tesla предлагает чрезвычайные воздушные фильтры, которые помогут пассажирам «выжить в биологической атаке военного масштаба».

Как и положено оптимисту-параноику, большие надежды на будущее у Маска неразрывно связаны со страхами. Некоторые, как вот перед климатической катастрофой, достаточно распространены, а другие необычные: например, необходимость подстраховать цивилизацию, создав на всякий случай форпост на другой планете. Его голос среди тех, которые активно предупреждают Кремниевую долину и весь мир об угрозе выхода искусственного интеллекта (ИИ) из-под контроля. Он даже создал некоммерческую организацию, которая будет заниматься поисками возможностей уменьшить эту угрозу.

Вторая отличительная черта Маска — бесстрашие перед непростым. «Трудности неизбежны в любой организации или за ее пределами», — говорит венчурный капиталист и основатель компании Valor Антонио Грасиас, член совета директоров Tesla и SpaceX. «Илон считает, что сложности внутри можно решить лучше... и строить быстрее, дешевле и с лучшими параметрами». Его подход пересекается с подходом легендарного бывшего босса Intel Энди Гроува, который своими инвестициями в производство встроенных чипов превратил компанию в мирового лидера. Этот подход не признает накопление прибылей, которое так любят многочисленные поставщики, и дает возможность проводить постоянное совершенствование продукции, которую предлагает компания. Понимание всех связей и взаимозависимостей в такой системе — огромный вызов, и Маску пока что это удается.

Такое системное мышление может быть стратегическим; его можно увидеть в том, как SolarCity обеспечила больше внутреннего спроса для гигафабрики, или в планах SpaceX использовать свои возможности по запуску ракет, для того чтобы создать новую гигантскую сеть спутников. Но оно есть и в маленьких решениях так же, как и в крупнейших. Оспаривая распространенное мнение о том, что «микроменеджмент» (чрезмерная опека) — негативная черта руководителя, Маск с гордостью называет себя «наноменеджером». «В отличие от других генеральных директоров он действительно проходит с тобой всю технологию шаг за шагом», — рассказывает заслуженный инженер на одном из предприятий Маска. Грасиас говорит, что еще не видел менеджера, который так умеет замечать малейшие детали: «Илон может работать на макроуровне и видеть все, что вредит процессу, а тогда перенести внимание на микроуровень, вплоть до какой-то дверной ручки».

  1. Последние
  2. Популярные

Популярное за неделю

Error: No articles to display

Самые популярные метки