04.06.2023
роботы заменяют людей

Момент стоицизма при революции роботов

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Может античная философия выносливости спасти человеческую рабочую силу?

Роботы идут по наши места труда, людям надо себя защищать. И вместо того, чтобы читать советы по производительности, платить лайф-коучам, штудировать пособия по самосовершенствованию и подписываться на семинары по карьерному росту, один профессор психологии советует нам сэкономить деньги, пишет Миранда Грин в статье "Stoicism is having a moment in the robot revolution" для The Financial Times.

Ибо если научимся видеть безрадостную сторону, то будем лучше подготовлены к эре беловоротничковой автоматизации – а попутно сможем заново открыть нашу человечность.

Свенд Брикманн, автор новой книги Stand Firm: Resisting the Self-Improvement Craze (Стоять неподвижно: сопротивляясь безумию самосовершенствования), утверждает – люди склонны к поспешным карьерным решениям, которые дают иллюзию контроля. Однако постоянные старания приспособиться к изменяющимся требованиям работы сделали нас скорее рефлексующими и эксплуатабельными, а не резистентными.

С роботами, которые уже суют свои силиконовые ноги под стол, мы должны были бы быть богаче, считает этот необыкновенно мрачный датчанин, – осознавая, настолько мало можем контролировать наше будущее. Он даже рекомендует забросить экспертизу рабочих мест и тренинг-планы, а также отказаться от личных целей производительности.

Профессор Брикманн хочет спасти современного работника от индустрии карьерного развития, которую он обвиняет в том, что люди утратили снисхождение к себе в поисках офисной нирваны. «Прекратите копаться в себе», – настаивает он. «Сфокусируйтесь на негативе» и «освободите своего тренера!».

Автор исследования утверждает, что вместо поглощать знесилюючі месседжи поп-философии, нам нужно построить внутреннее ядро сопротивления и целостности.

Профессор Брикманн говорит, что тренировать укрепления силы воли частично можно маленькими актами самоотречения, которые практикуют во время Великого поста: попытавшись удержаться от пудингов, «надевая недостаточно теплую одежду, чтобы было немного холодно».

Такие эксцентричные шаги предназначены ослабить наши аппетиты на комфорт — чтобы было легче столкнуться с неопределенным будущим. «Страх неудачи уменьшается, если мы в малых дозах практикуем дискомфорт», – объясняет профессор Брикманн.

Стоицизм, философия античных, подана здесь как прагматичная формула достижения упругости в стремительно меняющемся мире. Продвигая ценность самоотречения – в противовес к тем средствам защиты, которые преферируют отсталые или растерянные современные работники – профессор Брикманн призывает отказаться от услуг профессиональных служб помощи в карьере и даже не акцентироваться на позитиве.

А поиски нашего собственного уникального набора надежд, мечтаний и желаний – это вообще беспеспективная вещь.

«Быть собой не несет никакой значительной ценности», – отмечает он, указывая, что значение имеют ваше влияние на других людей, ваши обязанности и ответственность. Это слишком часто игнорируют в бесконечном поиске реализации, но именно это, отмечает он, является лучшим мерилом подлинного успеха.

В шутливой мимикрии на формулу саморазвития эта небольшая книга представлена как программа из семи шагов, чтобы отлучить нас от самосовершенствования. Однако здесь есть также и более амбициозный момент. Поскольку белые воротнички готовятся к миру, в котором много рабочих мест исчезнет в черной дыре искусственного интеллекта, Stand Firm несет предупреждение, которое должно быть очевидным для любого читателя FT.

Мы должны культивировать ментальную стойкость, чтобы подготовиться к экономически непредсказуемому будущему. Профессор Брикманн утверждает, что достигать это лучше не самоанализом, а противостоянием с нашим отсутствием контроля и прислушиваясь к тому, что он называет внутренним «ворчуном».

В эпоху роботов именно самоотрицание, сомнение и согласие с прошлым – составляющие, которые делают нас людьми – могут помочь нам также и сохранить и культивировать мудрость. Это – теория, на практике же шуточный совет профессора Брикманна звучит рискованно. Он пишет:

«Скажи "нет" своему боссу. Потому что только роботы всегда говорят "да"».

Отбросьте нацеленность на производительность

Западным профессионалам, считает профессор Брикманн, нужен строгий выговор. Созданный в эпоху копания в себе, язык психотерапии (который использовали во всем: от экспертиз карьеры до собеседований) превращает нас в засмарканих нарциссов.

Мы становимся податливыми на манипулирование – под присмотром менеджеров, которые хотят свести нас к бесхребетной массе, которой можно набивать сменные формы будущих мест работы. Из того, что говорит профессор, следует, что каждая сторона – и работодатель, и работник – невольники цели большей индивидуальной производительности. Успокоительные болтовня про увлеченность и личный рост лишь маскирует безжалостное потребление человеческого капитала.

«Мы должны делать больше, делать лучше и делать это дольше», – утверждает профессор Брикманн. «Саморазвитие стало самоцелью». Парадоксально, но согласно аргументам Stand Firm, весь этот «принудительный рост» приводит к потере ориентации, поэтому мы постоянно желаем иллюзии действительности, которую подсовывают курсы лидерства.

Итак, хотя вступительный в книге вызов против привычек, которые потакают нашим желаниям, относительно мелкий ("можете ли выдержать день на работе без лакомства к чаю?"), таргетинг на культуру личного развития бросает вызов и определенным фундаментальным предположением о работе современного мира. Это очень скандинавский взгляд, бодрит так же, как ледяное погружение во фьордах.

Смотреть на мрачную сторону вопроса

Убедительные и остроумные рассуждения приводятся, чтобы акцентировать на негативе («Нам нужно вернуть право думать, что дела плохие»), чтобы жить в прошлом («Когда кто-то презентует планы для инноваций, скажите им, что в старые времена все было лучше») и сдерживать свои чувства («Выберите достоинство»).

«Признайте свои ограничения и радуйтесь ними» – является одной из рекомендаций, что вызовет шокирующую реакцию на внеофисные совещании. Профессор Брикманн признает, что не все в восторге от его радикального подхода: «Мое предложение стать посредственным институтом вызывало мало энтузиазма», – написал он о своей ответ на официальный запрос про «видение» того, как трансформировать университет, где он работает.

Все это обещает карьерную катастрофу для работника, который будет выполнять советы профессора Брикманна слишком буквально. Однако это чрезвычайно провокационный материал: взрывной манифест для пассивного сопротивления белых воротничков, а также обличительная критика против индустрии, которая бурно развивается и разрастается вокруг карьерных советов.

«Стоять неподвижно в обществе, базирующемся на росте и потреблении, подобно диссидентству», – пишет профессор Брикманн. Если вас призывают, уговаривают, запугивают или заставляют (через страх безработицы) продвигаться в новых направлениях, там это потому, что ваше место работы хочет заработать на этом.

«Фразу "мне не надо себя развивать" редко произносят во время оценок деятельности или развития – это было бы равноценно ереси», – жалуется профессор Брикманн. И квечение, пишет он возвышенно (кветч — слово из идиш, что означает искусство жаловаться), – это тоже акт сопротивления против идеи совершенствования работника. Приятно узнать, что современном стойковом обществе не нужно терпеть молча.

Когда роботы наступают, а мы готовимся отказаться от драгоценных иллюзий современного мира про офисную работу как путь к самореализации, добрый квеч может быть всем, что в нас осталось.

  1. Последние
  2. Популярные

Популярное за неделю

Error: No articles to display

Самые популярные метки