От национального к глобальному: все больше исследовательских проектов становятся международными – и это касается даже неожиданных сфер науки, сообщает Ohio State University.
Речь идет о математике, почвоведение, вирусологии. Количество проектов с участием ученых из более чем одной страны в этих специальностях выросло более чем вдвое с 1990 года. На это указывают результаты недавнего исследования. Поэтому национальная самостоятельность, которой могут симпатизировать правительства определенных стран, не является ни на времени, ни благоприятной для науки, отмечают авторы исследования.
Современные исследования обычно переходят границы, а исследователи-одиночки остаются в прошлом. Классическое представление об исследователе, который сидит в своем кабинетике, сам себе мыслит и экспериментирует, уже давно неактуален. Во-первых, для физиков и астрономов сегодня важны большие затратные приборы, которые страна в одиночку не может оплатить. Лучшим примером в этом случае является Большой адронный коллайдер в CERN, в работу которого вовлечены десятки стран и тысячи ученых.
И что происходит со специальностями, которые обходятся без таких мегапроектов? Этот вопрос недавно исследовали Каролина Вагнер (Caroline Wagner) и ее коллеги из Университета штата Огайо. Для своего исследования они проанализировали авторский состав публикаций за период с 1990-го по 2013-й. Все статьи были посвящены шести специальностям: астрофизике, математике, полимерным исследованиям, сейсмологии, почвоведению и вирусологии.
Разведка показала: с 1990 года количество публикаций, чьими авторами являются ученые из не одной страны, выросло более чем вдвое во всех перечисленных отраслях. Этот показатель с 10% превратился на 25%. Также за это время существенно возросло количество государств, вовлеченных в международной научной сотрудничества – информируют ученые.
При этом интернационализация касается и тех специальностей, от которых на нее не надеялись: «Можно было бы предположить, что математикам не обязательно сотрудничать на международном уровне, – говорит Вагнер. – Но это не так. Ведь и они все больше объединяются для совместных исследований».
Среди шести исследуемых специальностей, больше всего стран привлечены к сотрудничеству над проблемами вирусологии. «Они работают вместе не потому, что вынуждены делиться дорогим оборудованием, а учитывая то, что проблемы Вич, лихорадки Эбола и вируса Зика являются международными, значит, появляется необходимость обмениваться информацией и ноу-хау, несмотря на границы», – пояснила Вагнер.
Глобальная проблематика может объяснить, почему доля международных проектов сильнее всего выросла для почвоведения: на 550% с 1990 года. «Этого мы никак не ожидали, – рассказала Вагнер. – Но, кажется, сегодня каждая профессия взяла курс на усиление международного сотрудничества».
По мнению исследовательницы, кооперация сквозь границы является важной для современных исследований и помогает национальным направлениям и университетам. «В ХХ веке мы еще имели национальные системы, которые занимались исследованиями. Однако сегодня доминирует глобальная система, – говорит Вагнер. – Наука сегодня – глобальное дело».