«К сожалению, вынуждены сообщить, что Tesla обанкротилась целиком и полностью». Это был первоапрельский твит генерального директора автомобильной компании Илона Маска.
Как доказательство он даже запостил фото, на котором притворился пьяным и убитым горем. Но то, что должно быть просто шуткой в День дурака, отозвалось по-другому. В этом до боли много правды. Ведущий американский производитель электромобилей переживает тяжелые времена. Маск ведет бои на многих фронтах, и все они усиливают главную угрозу для него — финансовый кризис, который в итоге может стать для Tesla роковым.
Даже акционеры Tesla, которых редко можно напугать плохими новостями, начали нервничать. Акции компании с конца февраля упали на 16%. Наиболее резко после того, как авто этой марки под управлением автопилота Tesla Autopilot врезалось в отбойник в Калифорнии 23 марта, в результате чего водитель погиб. Авария затронула вопрос о безопасности систем полуавтоматического управления Tesla, сейчас идет расследование этого события.
Будто этого было недостаточно: 28 марта судья в штате Делавэр решил дать ход иску одного из акционеров против Маска и совета директоров Tesla. Их обвиняют в невыполнении служебных обязанностей во время поглощения в 2016 году проблемной компании, производителя солнечных панелей SolarCity, которой руководили двоюродные братья Маска. Это приобретение обошлось Tesla в $2,6 млрд. А 29 марта компания сообщила об отзыве около 123 тыс. ранее выпущенных автомобилей из-за уязвимости к ржавчине болтов крепления, которые могут вызвать проблемы с управлением и парковкой. Другие крупные мировые автопроизводители также нередко отзывают целые партии автомобилей. Но случай с Tesla только укрепляет убеждение, что этой компании гораздо лучше удается разработка новейших технологий для своих машин, чем простое налаживание их массового производства.
Недавно Tesla выпускала только маленькие партии дорогих электромобилей с большим запасом хода. Цены на седан Model S начинаются от $74,5 тыс., а внедорожник Model X еще дороже. Но Маск основным направлением будущего развития своей фирмы сделал массовое производство дешевых автомобилей. За новую Model 3 — меньший по габаритам седан по цене всего $35 тыс. и запасом хода свыше 220 миль — покупатели-энтузиасты внесли более 400 тыс. авансовых платежей по $1 тыс. Прогнозируемые будущие доходы фирмы и ее высокий биржевой рейтинг (ныне Tesla оценивают примерно в $49 млрд даже после падения цен на акции) в значительной степени зависят от того, удастся ли быстро нарастить масштабы выпуска.
К сожалению, Tesla уже много раз не выполняла собственные планы. В июле 2017-го Маск заявил, что до декабря того же года его компания будет выпускать по 20 тыс. автомобилей Model 3 на месяц. На самом деле за весь последний квартал 2017-го удалось выпустить менее чем 2,5 тыс. штук. Далее он пообещал выпускать по 2,5 тыс. Model 3 в неделю до конца марта и довести производство до 5 тыс. в неделю до конца июня. Несмотря на сверхчеловеческие усилия рабочих и менеджмента (Маск лично следит за изготовлением новой модели и говорит, что и спит на заводе), 3 апреля в Tesla подтвердили, что выпускают лишь около 2 тыс. седанов Model 3 в неделю.
Ожидания среди аналитиков и инвесторов были настолько низкими, что после этого заявления цены на акции Tesla, которые были упали, подскочили снова. Умолчав о том, что запланированного уровня выпуска очередной раз не удалось достичь, компания похвасталась, что сборный цех для Model 3 сейчас демонстрирует самый быстрый рост среди всех автомобилестроительных предприятий современности». «Если темпы роста производства Tesla сохранятся, — заявили в компании, — то «они превысят даже аналогичные показатели для Ford и Model T».
Проблемы Tesla растут
Если присмотреться внимательнее, от такого хвастовства ничего не остается. В Tesla постоянные трудности из-за авралы с производством аккумуляторов на гигафабрике в Неваде, а также со сбором Model 3 на автозаводе во Фримонте в Калифорнии. Основная проблема в том, что Маск чрезмерно усложнил и без того трудную задачу выпуска автомобиля для массового рынка. Вместо использования проверенных временем методов производства, которые применяют именитые конкуренты (они все еще поручают людям выполнять ту работу, к которой машины пока не готовы), он хочет сделать из своего автозавода суперавтоматизованную «машину по производству машин», полностью роботизированную и с минимальным участием человека.
Работники автозавода во Фримонте говорят про хаосе на предприятии, где идеалистические представления Кремниевой долины про высокоточные инновационные методы разбиваются о негламурную реальность автомобильного производства — от безопасного применения автопогрузчиков в цехах к аккуратному монтажу пластмассовых деталей в интерьере салона. По мнению Макса Ворбертона из финансово-аналитической компании Bernstein, крупнейшие мировые автопроизводители благодаря горькому опыту слишком рьяных попыток автоматизации поняли, что разумное сочетание человека и машины является сейчас самым эффективным способом сборки автомобилей.
Даже если мечта Маска превратить свой автозавод на «космический корабль пришельцев» автоматизированного массового производства и действительно ведет к более совершенному способу выпуска автомобилей, у него могут закончиться деньги еще до того, как он докажет, что прав. В 2017 году Tesla понесла убытки на более чем $2 млрд. Задолго до того, как компания подтвердила невыполнение последнего плана производства, инвесторов беспокоили ее темпы сжигания капитала в 2018-ом. В дополнение к примерно $2 млрд суммы, которая может потребоваться для наращивания производства Model 3, Tesla имеет еще около $1,2 млрд конвертируемого долга, срок уплаты по которым наступит в начале следующего года. 27 марта кредитно-рейтинговое агентство Moody's снизило рейтинг долговых обязательств Tesla и предостерегла, что компании, «очевидно, придется изыскивать дополнительные средства во втором полугодии 2019‑го». Банк Jefferies прогнозирует, что в этом году Tesla будет нуждаться в $2,5–$3 млрд.
Tesla настаивает на том, что в ближайшее время финансовый кризис ей не грозит. В обнародованном 3 апреля заявлении компания отметила, что «не требует дополнительных финансов или кредитов в этом году, кроме стандартных кредитных линий». По мнению же других, момент истины может наступить гораздо раньше: возможно, уже этим летом. И хоть бы когда он наступил, вопрос будет в том, в какой именно среде Tesla будет искать финансирование. Рост процентных ставок, шаткий курс акций и постоянная неспособность выполнять собственные планы выпуска, — все это будет затруднять поиски капитала. Не будет способствовать и то, что General Motors, Volkswagen и другие крупные конкуренты массово инвестируют в электромобили.
Многие акционеры не перестают верить в способность Маска перемудрить здравый смысл. Но много «коротких» продавцов все еще делают ставку на то, что компании осталось недолго, а инвесторы в ценные бумаги с фиксированным доходом (обычно больше заинтересованы в том, чтобы «отбить» свои средства, а не изменять мир) начинают нервничать. Цена высокорисковых облигаций Tesla на значительно более низком уровне, чем они выпускались в прошлом году. В другом своем твите Маск подытожил: «Автобизнес — настоящий ад». В этот раз это уже была не шутка.