19.03.2024
эволюция человека и дивиргенция

Дивергенция будущего

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Объяснения, которые в свое время дал Дарвин для процессов адаптации и естественного отбора, являются недостаточными, чтобы объяснить сложность современного мира, где вес разрыва и дискретности является существенной, пишет Эрве Фишер на страницах El País.

Когда мы наблюдаем бесконечное разнообразие форм жизни, которыми изобилует флора и фауна, то обнаруживаем, насколько странными, сюрреалистическими, непонятными, причудливыми и даже противоречивыми являются явления, которые встречаются в природе. Не надо слишком удивляться, что среди животных именно люди способны на самые неожиданные идеи, чтобы заправлять окружающей средой и даже видоизменять эволюцию собственного вида. Поэтому этика представляет собой самую дивергенцию, которую мы имеем, чтобы видоизменить нашу судьбу. В целом это может казаться чем-то незначительным, даже если является предметом нашей гордости, потому что это то, что не проявляется ни в одном другом биологическом виде, ни в природе в целом. В ней мы изучаем только ее астрофизическую, геологическую и биологическую эволюцию – конечно, впечатляющее, но аморальное.

Однако эта этическая воля, способная изменить наше развитие, является исключительно человеческим решением, «антиприродним», как сказал бы Дарвин: потому что мы защищаем слабых и помогаем умирающим против жесткого закона сильнейшего, который царит в эволюции. Мы принимаем риск, обусловленный нашей эмпатией и солидарностью, и пытаемся перехитрить природу, чтобы самим его распределить с целью получить – испытывая все возможные комбинации – сверхъестественный статус. «Мы будем богами» – таково название одной моей книжки.

Дарвинистской теории естественного отбора нельзя объяснить творческий гений Веласкеса или Дон Кихота. Или Ван Гога или Антонене Арто: их дерзновенность, в конце концов, изолировала их как проклятых художников и довела до психиатрического убежища и нужды. Также ею нельзя объяснить открытие теории относительности Эйнштейна или квантовой механики Нильсом Бором. И еще меньше появление цифровых технологий. Идеи Дарвина не могут объяснить эти инновации, которые чрезвычайно важны в эволюционном аспекте для нашего вида.

Очевидно, что в природе, включительно с человеческой природой, есть инстинкт созидания, который возникает через разрыв и берет на себя риск так делать. Несмотря на то, что доказать его существование не легко, мы утверждаем, что он существует, потому что его последствия являются несомненными. Крупнейшие идеи, которые появились в человеческой истории – те, что их породили дивергенции.

Труд «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение избранных рас в борьбе за жизнь», опубликованная в 1859 г., стал свидетельством колоссального разрыва – дивергенции – по взглядам, которые господствовали на Западе, когда библейский креационизм представлял собой официальную теологию христианства. Но отдав ей почести, стоит также констатировать, что эта теория эволюции через адаптацию и естественный отбор, которая остается основополагающей для понимания эволюции в царстве животных и растений, не позволяет объяснить разрывы, которые имеют место в эволюции в целом.

Современное наблюдение за фауной и флорой заставляет нас признать, что адаптации через естественный отбор является лишь вторичным процессом видов. То, что Дарвин мастерски продемонстрировал, уже не может объяснить радикальных дивергенций, которые ныне являются причиной массы существующих явлений. Мы наблюдаем такие различия, такие несовместимости, такие контрасты, даже такие противоречия среди способов жизни, родов и видов, что является немыслимым приписывать подобные процессы эволюции по закону Дарвина. Мы знаем, что стресс окружающей среды создает эволюционные ускорение, стимулируя мутации. Но речь не идет ни про апостериорную передачу приобретенных особых черт – определяющих в этом бесконечном разнообразии видов, ни о новизне мутаций, которые являются возможными через творческие прыжки и различия. Именно эти дивергенции привлекают внимание биологов. В природе есть сила созидания, которая не имеет ничего общего с Богом. Она вписана в потенциал природы как двигатель жизни; эта воля-вселенная исследует и снова бесконечно сочетает азбуку жизни, чтобы создать другие биологические сценарии.

Понятное дело, я не мог бы научно доказать то, что утверждаю. Но такое большое разнообразие самим своим существование способствует дивергенции природы. Закон дивергенции в настоящее время все больше принимается во внимание в физике, в биологии и эволюции. Дарвинизм был вписан в линейное поведение. Зато процессы дивергенции ведут себя как арабески – мы это заметили в вирусных и клеточных мутациях, которые значительно усложняют исследования в области медицины.

Человеческая эволюция познала многочисленные повторения, адаптации и естественные отборы. В прошлом было выяснено, что из двух человеческих видов выжил только один. И было бы очень трудно объяснить отличие, которое экспоненциально увеличилось, между «нами» и остальными видами животных лишь естественным отбором и передачей приобретенных особых черт. Нет сомнения, что различные виды животных, как и мы, используют инструменты – иногда в удивительный способ. Бобер создает сложные конструкции; муравьи и пчелы – трудолюбивые и предприимчивые общества; мы могли бы привести тысячи примеров, которые противоречат якобы радикальному различию между человеком и животным, которую ошибочно отстаивали столько знаменитых, но анропоцентричных философов и антропологов. В конкретном случае человеческого вида, дивергенция является неизбежной, постоянной и впечатляющей. И она полностью противоречит закону Дарвина: человек, который развивается в соответствии с ее собственными проектами, скачками и разрывами, даже ее химерами, создает собственную экосистему и видоизменяет Землю – до такой степени, что ученые говорят про антропоген, чтобы назвать нашу эпоху.

Дарвинизм не является ошибочным; он является научно доказанным, но не достаточным. Это частичный элемент в объяснении эволюции. Учитывая нынешние сценарии природы, нужно перейти от закона адаптации к закону дивергенции, который нельзя доказать через наблюдение, но который бросается в глаза, когда рассматривать совокупность креативных и противоречивых путей, что их разведывает природа.

Дивергенция касается не только живых видов. Она обычно встречается также в физических законах природы. Возьмем обыденный пример: переход воды из жидкого состояния в газообразное или твердое. Это результат изменения химических связей между молекулами воды – через разрыв, дискретность или дивергенцию.

Дивергенция является основополагающим законом природы, который значительно важнее, чем дарвинистский закон адаптации или естественного отбора.

  1. Последние
  2. Популярные

Популярное за неделю

Error: No articles to display

Самые популярные метки