Все говорят про Facebook, Apple и Google. Но настоящий гигант, IBM, действует преимущественно скрытно, пишет Die Welt.
Первая из трех великих революций начинается в маленьком отеле, расположенном между лесами и фермами, за 50 км на север от Манхэттена. В 1961 году там собирается группа высококвалифицированных инженеров IBM, элитное подразделение, с тайной миссией. На то время IBM уже имела на рынке немало компьютеров — машин размером со шкаф, но менеджерам этого было уже мало. Они требуют от инженеров чего-то нового: суперапарат, что начнет следующую эру.
И они разработали System/360 — первый компьютер, пригодный к обновлению. До сих пор клиенты, которым было нужно больше памяти или мощности, должны были каждый раз покупать новые компьютеры. А у S/360 можно было расширять возможности. Правление в восторге. Все знают, что разработка «проглотит» огромные деньги, много миллиардов долларов, столько, что это, возможно, разрушит IBM. Но предприятие идет на риски и преуспевает. S/360 должен был стать одним из важнейших изобретений ХХ века и сделать IBM мощнейшим технологическим концерном в мире.
«Это была гигантская ставка, — утверждает в разговоре с Die Welt бывший менеджер IBM Джеймс Кортада. — Если клиенты не восприняли бы машину так хорошо, сегодня фирма не существовала бы».
Кажется, блеск и нищета в IBM всегда шли рядом. System/360 — это лишь один пример из многих. Когда в 1981 году концерн презентовал свою первую персональную ЭВМ, это вызвало вторую великую компьютерную революцию, а тогда наступил кризис. Несколько недель назад IBM показала устройство, которое должно было инициировать третью революцию, Q System One, первый квантовый компьютер для коммерческого использования. Как скоро наступит следующий кризис — еще никто не знает, однако актуальные цифры не обнадеживают. В последнем квартале 2018-го прибыль упала на 3,5% по сравнению с показателями предыдущего года. И это тогда, когда экономика США переживала бум.
IBM выпустила две инновации века, третья, вероятно, появится вскоре. Что это за фирма, которая то и дело меняет мир, зато сама при этом оказывается на грани банкротства? Чем же, наконец, занимается этот гигант, о котором сегодня почти не говорят, несмотря на то, что он присутствует в 178 странах и дает работу 370 тыс. человек — больше, чем Google, Apple и Facebook вместе взятые?
Квантовые компьютеры подходят к ДНК IBM
В мире IBM (International Business Machines) речь идет не о хороших смартфонах, а про следующий большой скачок для индустрии. Естественно, что для частного пользования систему Q System One или квантовый компьютер никто не будет покупать. Он имеет габариты 2,5 на 2,5 метра — IBM снова сделала устройство размером со шкаф. То, что через полвека после системы 360 концерн до сих пор делает ставку на гигантские компьютеры, похоже на иронию истории.
Но квантовые компьютеры подходят к ДНК IBM. Они разработаны, чтобы помогать компаниям выполнять разнообразные задачи, как оптимизация глобальных цепочек поставок или расчеты рисков финансовых рынков. Устройства используют квантовые эффекты и поэтому должны быть чрезвычайно быстрыми. Через несколько лет IBM хочет достичь так называемой квантовой преимущества — той точки, в которой квантовые компьютеры могут решать проблемы, с которыми современные устройства не могут справиться. Компания является лидером в отрасли, Q System One значительно опережает своих конкурентов.
«IBM поддерживает функционирование современного общества, — говорит экс-сотрудник корпорации Джеймс Кортада. — Даже если мы это редко замечаем».
Историк с докторской степенью, родом из Вирджинии, он почти четыре десятилетия работал на предприятие в сфере сбыта, консалтинга и исследований. А теперь написал об этом времени книгу на 747 страниц: пожалуй, и сегодня самый масштабный труд про IBM. Английское название «The Rise and Fall and Reinvention of a Global Icon»(«Взлет, падение и трансформация глобальной иконы»). Книга несколько дней назад вышла в США.
Когда ее читаешь, создается впечатление, что IBM-самый важный инноватор Америки. Что не Google, Apple или Facebook написали самые интересные разделы в истории технологий, младенцы из Кремниевой долины, а основанный в 1911 году гигант с центром в штате Нью-Йорк. Но почему тогда все говорят о молодых компаниях? Почему миллениалы в США об IBM сейчас знают не больше, чем то, что фирма что-то делает с компьютерами?
«У компаний из Кремниевой долины больше гламура», — рассказывает дальше Кортада. Также их продукты — поисковые системы, мобильные телефоны, социальные сети — ближе к повседневности людей. Это вводит в заблуждение относительно того, кто действительно доминирует в технологическом секторе. «Реальная сила — это IBM», — считает автор книги. IBM зарабатывает миллиарды за кулисами, работает на корпорации, правительства, спецслужбы и армии.
Big Blue считался синонимом прогресса
Это предприятие, возможно, как ни одно другое, приложилось к подъему Америки. IBM сыграла ключевую роль, когда страна после Великой депрессии перестраивала свою пенсионную систему: никто другой не мог рассчитывать выплаты и печатать чеки для миллионов граждан. Во время холодной войны IBM разработала системы радаров, которые предупреждали американских генералов о приближении советских бомбардировщиков. В 1969 году первая посадка на Луну удалась, потому Apollo 11 имел на борту компьютер от IBM.
Сегодня предприятие оснащает учреждения Америки облачными хранилищами, шифрует коммуникацию военно-воздушных сил и создает аналитическое программное обеспечение для шпионов. Компания рассчитывает курс ураганов, устанавливает умные датчики на фабриках и предлагает врачам диагностические приложения. А еще работает над суперкомпьютерами завтрашнего дня — квантовыми компьютерами.
Долгое время американцы не увлекались одной компанией так сильно, как IBM, даже автопроизводителем General Motors или смешанным концерном General Electric. Big Blue, как называют IBM в США, считалась синонимом прогресса. Чем-то вроде национального сокровища. Даже если многие из американцев толком и не знали, чем занимается компания. Даже несмотря на то, что ее история — это взлеты и падения, вечный танец на краю пропасти.
Америка конца 1960-х. IBM завоевала успех благодаря System/360. Две трети американских компаний приобрели новый компьютер. Успех такой потрясающий, что IBM становится все увереннее в себе, а некоторые считают — даже слишком высокомерной. Гуру менеджмента Роберт Геллер сравнивал тогдашнюю деятельность фирмы с античным Римом на пике могущества. IBM-империя, пользующаяся плодами прошлых успехов. И возможно, именно поэтому руководители концерна вскоре допустили решающую ошибку.
В начале 1980-х начинается триумфальное шествие маленьких ЭВМ, компьютеров для всех. На Манхэттене, в зале отеля Waldorf Astoria, IBM презентует модель 5150 — свой первый ПК. И он прекрасно продается. Новый чудо-аппарат стремится иметь весь мир. «IBM, — говорит Джеймс Кортада, — помогла персональному компьютеру осуществить глобальный прорыв». И напоминает, что Apple свой Macintosh представила лишь через несколько лет.
Кризис IBM
Но проблема была в том, что менеджеры IBM, еще опьяненные успехом S/360, и далее видели будущее за большими машинами. Ключевая ошибка. Пока IBM вливала немало денег в разработку новых компьютеров-гигантов, Apple, Compaq и Dell выводили на рынок все лучшие персональные машины. Доходы IBM упали, были сокращены десятки тысяч рабочих мест.
«Это было цунами увольнений, — далее рассказывает Кортада. - Многие офисные здания остались опустошены. Этажи с пустыми столами, на полу телефонные книги, на подоконниках забытые чашки кофе».
И тогда у босса Джона Акерса, похоже, сдали нервы. Во время доклада перед молодыми менеджерами он сорвался. Кричал, что он «очень рассержен», потому что IBM теряет долю рынка. Что работники должны больше работать. Он не знал, что один слушатель все записывал и отправлял свои записи коллегам. «Наверное, никогда раньше, — говорит Кортада, — электронная почта так быстро не распространялась в компании».
Те годы — это самый критический этап в истории IBM. Big Blue зашаталась. По словам эксперта Роберта Геллера, в это время выборенное за полвека значительное преимущество компания проиграла. Менеджеры не были готовы к революции ПК, новой эпохи, которую они сами и начали. Для восстановления IBM понадобилось длительное время.
А сегодня? «Сейчас в IBM гигантский слом», — считает Кортада. Бизнес на аппаратуре становится все менее важным, кроме квантовых компьютеров. Вместо этого речь идет о облаках, искусственном интеллекте, аналитике данных и программах безопасности. Прежнее сердце IBM, ПК-бизнес, давно продан: в 2005-м оно перешло к китайской компании Lenovo.
IBM, вероятно, не исчезнет, как некоторые утверждают. Хотя бы потому, объясняет Кортада, что контракты с правительствами и армиями очень длительные. Это преимущество перед компаниями Кремниевой долины, успех которых нередко зависит от настроений потребителей. Итак, IBM и дальше будет делать прогресс за кулисами. Особенно если компании удастся прорыв с квантовыми компьютерами. Google, Apple и Facebook, может, и имеют больше внимания, но Big Blue готовится к третьей великой компьютерной революции.