Обычно новое предприятие, прежде чем оснащаться для производства больших объемов продукции на массовый рынок, начинает с малого количества дорогостоящих товаров для нишевых рынков, пишет The Economist.
Тем временем Domin Fluid Power — пятилетняя компания с главным офисом в английском Бристоле — с помощью трехмерной печати организовала все иначе.
Domin стартовала как проектировочная компания в области аэрокосмической промышленности. Уже через два года руководство решило производить собственную продукцию. Компания остановилась на мощных гидравлических насосах и электрогидравлических сервоклапанах — эти устройства контролируют поток жидкостей в оборудовании на самых разных мощностях, от авиационных до перерабатывающих. Теперь вопрос в том, на каком рынке производитель сосредоточится.
Аэрокосмическая отрасль дает большую маржу прибыли. Однако объемы производства в таком бизнесе скромные, а новые приборы нередко долго ждут разрешения, что задерживает отражение инвестиций. Рынок заводского и в целом промышленного оборудования шире. Он гарантирует большие объемы, и на него проще и быстрее выйти. И этот рынок чувствителен к динамике цен. Поэтому если здесь не продавать большие объемы товара и обеспечивать экономии на масштабах, то бизнес ожидает банкротство. По крайней мере при традиционных методах производства.
Аддитивные технологии - это новое поколение производственной концепции в основе которой лежит производство любых вещей с помощью 3D-печати. Толчком к развитию аддитивных технология стало развитие и усовершенствование 3D принтеров, которые позволяют печатать не только мелкие детали, но большие объекты - дома, транспорт, сложные агрегаты. Рост рынка аддитивных технологий оценивается в несколько сотен процентов в год и к 2020 году рынок аддитивных технологий вырастет с $6 млрд. (2015) до $18 млрд.
Впрочем, Domin приобрела у немецкой фирмы EOS 3D-принтер для изготовления металлических изделий. И таким способом, утверждает руководитель Domin Маркус Понт, опрокинула все расчеты. 3D-принтер практически нивелирует значение экономии на масштабах. Чтобы изменить модель изделия, достаточно внести небольшие изменения в программу, а не переоснащать целый завод. В операционном исчислении это означает, что стоимость изготовления продукции практически неизменна независимо от того, делаете вы один экземпляр или много.
Более того, 3D-принтер позволяет создавать сложные модели, на которые требуется меньше материалов. Следовательно, конечный продукт будет легче. Обычно минимизация используемого материала ради уменьшения веса продукта приводит к высокой стоимости последнего. Срезать, просверлить, обработать — все это требует труда, а следовательно, влечет дополнительные расходы. Часто это толкает производителя к рынку, где ценится малый вес продукции. С одного края шкалы здесь пример Формулы-1, где лишний килограмм может означать поражение или победу в гонке. В этом бизнесе вычесть 1 кг от общего веса может стоить более $120 тыс. С другого края заводское оборудование, для которого минус 1 кг — это каких-то несколько долларов.
С 3D-принтером дополнительной работы над весом практически не требуется. Вопреки логике традиционного производства в аддитивных технологиях чем полегче комплектующие, тем дешевле производство благодаря экономии на материалах. Поэтому Domin решила сначала выйти на рынок заводского и промышленного оборудования — продавать легкие сервоклапаны по конкурентной цене. Но в компании надеются, что смогут продавать те самые клапаны для транспортной гидравлики в тракторах, экскаваторах и грузовиках и для аэрокосмической промышленности. А клапаны с небольшими модификациями, надеются в Domin, подойдут и для рынка гоночных автомобилей. Таким образом, компания охватит весь автопром.
Маркус Понт считает, что Domin оказалась на гребне новой волны. 3D-принтеры становятся более быстрыми, качество продукции улучшается, поэтому, по его мнению, рынок товаров производственного назначения кардинально изменится. «Промышленность должна обратить свой взгляд на аддитивные технологии, — говорит он. — Мы сами убедились, что они уменьшают не только вес продукта, но и стоимость производства».