Недавняя игра чемпиону мира с искусственным интеллектом Google в игре AlphaGo была не первым противостоянием. Люди и машины и раньше выясняли, кто лучший в том или ином деле.
1. Нарды
В конце 70-х годов профессор Университета Карнеги-Меллона Ганс Берлинер создал программу BKG 9.8, которая играла в нарды. Это не была его конечная цель – он работал над компьютером, который сыграет в шахматы. Однако BKG 9.8 и ее создателя пригласили на игру против тогдашнего чемпиона мира в нардах Луиджи Вилла. Программа работала на компьютере университета и была подключена к спутниковому каналу.
BKG 9.8 уже проигрывала людям, и ее шансы на победу на этот раз оценили, как 40%. Но BKG 9.8 выиграла в тот день 7-1 и принесла автору приз в $5000.
Кстати, шахматная разработка Берлинера под названием HiTech также победила магистра Арнольда Денкера в 1988 году.
2. Шашки
Программа Chinook начала в 1990-м свою карьеру с победы на чемпионате Mississippi State Open, где она боролась против людей. Ее авторы – команда из Университета Альберты под руководством Джонатана Шеффера. Аппаратным обеспечением был суперкомпьютер весом около 600 кг.
Американская и английская ассоциация шашек не хотели, чтобы машина играла против тогдашнего чемпиона Мэриона Тинсли. Но последний даже пригрозил отставкой, если матча не будет. Chinook выиграла две партии из 39 в 1991 году. Но Тинсли выиграл четыре игры из 33 ничьими и потому остался чемпионом. Однако в 1994 году программа получила чемпионский титул во время повторного матча с Тинсли. Это произошло из-за того, что у Тинсли ухудшилось здоровье, и он сдался.
3. Шахматы
Люди и компьютеры играли в шахматы с 50-х годов, и наиболее известными партиями является игра между чемпионом мира Гарри Каспаровым и суперкомпьютером IBM Deep Blue в 1996 году. Из шести партий Deep Blue выиграл первую, и это принесло ему мировую славу. Впрочем, то соревнование выиграл Каспаров.
После этого IBM сделала Deep Blue вдвое быстрее, и в 1997 году компьютер выиграл у Каспарова уже две игры, одну проиграл, а три закончил вничью. В 2003 году Каспаров соревновался с программой Deep Junior, а также X3D Fritz. Оба матча закончились с ничейным результатом.
4. StarCraft
Компьютеры играли с людьми не только в классические игры, но и в современные компьютерные. Группа RTS Game AI Research Group из Университета Альберты ежегодно проводит турнир для компьютерных программ в игре StarCraft: Brood War. Победитель получает право соревноваться против лучшего игрока-человека.
В 2015 году таким кандидатом был участник российской команды Djem5. Он победил все программы и остался чемпионом.
5. Писательство
Компьютеры даже на равных соревнуются с людьми в таком творческом занятии, как написание историй. Программа AI WordSmith от разработчиков Automated Insights написала статью о заработках корпорации Denny's Corporation меньше, чем за две минуты. Корреспонденту Белого Дома Скотту Хорсли на создание такого же материала понадобилось семь минут. Сейчас программа Automated Insights создает бизнес-статьи на заказ различных издателей.