01.06.2023
Шанхай

Китайский прорыв: от Reverse Engineering к инновационному лидерству

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пока в нашем сознании Китай ассоциируется с копированием чужих идей, эта страна стала ведущей площадкой по производству и тиражированию собственных технологий.

Сегодня там проходит огромный социальный эксперимент по внедрению цифрового рейтинга гражданина. Поразительно насколько точно его суть показана в одной из серий Черного зеркала - культового фантастического сериала. Сейчас идут пилотные эксперименты, а к 2020 году систему планируется внедрить по всей стране. 

Экосистема WeChat, автономная китайская среда, в которой можно купить практически все, начиная от овощей на рынке и заканчивая автомобилем, брать кредиты и совершать коммунальные платежи. Сегодняшний Китай — мировой лидер по производству дронов и миллиардных стартапов. 65% мирового рынка производства дронов контролирует китайская фирма DJI. 

Поднебесная производит 34% инновационной продукции в мире, в то время как Россия — 1%. Как же удалось нашему восточному соседу сделать такой прорыв? 

Копирование: начало

В западной трактовке копирование изначально несет негативный контекст, понимается это примерно как воровство — бесплатно взять чужое и приспособить под свои нужды. На Востоке же к этому совсем другое отношение. Подмастерье, скопировавший древнюю вазу известного мастера гордится результатом своего труда; а удачная копия приравнивается к самому оригиналу. Сегодня практика имитации продуктов все еще широко распространена в Китае, прежде всего, в электронике и автомобилестроении. Однако копирование чужих технологий уже не является доминантой и уступило место созданию собственных инноваций. 

На определенном этапе развития стратегия творческой имитации оказалась очень полезной для экономического развития страны. Имитация позволяет компаниям, не проводить собственные исследования и разработки, но при этом развиваться и участвовать в конкурентной борьбе. Перенимая опыт лидеров и инноваторов, компании начинают создавать свои новые технологии и продукты. Пока кто-то бьется над созданием полностью оригинального продукта или технологии, Китай стремительно наращивает собственный инновационный потенциал с помощью чужих разработок. 

Первые общегосударственные программы развития науки и техники стартовали в Китае в конце 80-х годов прошлого века. Они были направлены на коммерциализацию наукоемких технологий. Инициатива была успешной и за десять лет Китай сделал тысячи значительных научно-технических достижений. Развитие специальных зон для создания инноваций, технополисов — было одним из ключевых направлений программы. Китайские власти сделали ставку на развитие инфраструктуры, главной задачей которой было стимулировать создание опытных образцов и высоких технологий, которые затем можно растиражировать на собственной промышленной базе. 

Шанчьжай: инновационное копирование

Начало 2000-х стало в Китае золотой эпохой копирования и расцветом Reverse Engineering — воссоздания сторонней технологии путём разбирания предмета на части, компоненты или куски программы. Китайцы стали непревзойденными мастерами в том, чтобы узнать, как технология работает, скопировать её, размножить и приспособить ее для своих целей. Сейчас уже никто не удивляется толпам китайцев с фотоаппаратами, которые циркулируют по мировым автосалонам. А через полгода “новинка” китайского розлива выходит на рынок. Копировать автомобили и мобильные гаджеты — у них получается лучше всего. Копированием или имитацией в Китае занимались почти все и в любой отрасли. По-другому на той стадии развития национальной экономики сократить технологический разрыв с Западом было практически невозможно. 

С Китаем связана одна история, которая случилась со мной лет десять назад. Перед нами стояла простая задача произвести видеосъёмку с воздуха территории нового девелоперского проекта. На тот момент единственной возможностью это сделать была аренда вертолёта за какие-то космические деньги. Мы, конечно, так и поступили, но на будущее я стал искать другие варианты.

Серийных квадрокоптеров тогда ещё не было и я решил изготовить собственный образец. Всё, что имелось на тот момент не выдерживало никакой критики. В интернете нашлись разные варианты схем квадрокоптеров и других летающих платформ, способных поднять в воздух видеокамеру, но самым узким местом была плата управления, так называемые «мозги», и соответствующее программное обеспечение. Поэтому было принято решение разработать собственную плату управления. Как оказалось, найти отечественных специалистов для разработки технической документации, была самой простой задачей, а изготовить небольшое количество опытных образцов для проведения испытаний - почти невозможным. Все предприятия, куда мы обращались, давали примерно одинаковый ответ: минимальная серия должна быть не меньше нескольких тысяч штук, а для переналадки оборудования требовалось достаточно много времени.

Одним словом, долго и дорого

Мне посоветовали искать производственные мощности в Китае, где схожие задачи можно было решить за пару недель. Через какое-то время я вышел на один из китайских стартапов. Они изучили техдокументацию и ответили, что уже что-то похожее на мою модель сделали: плата функционирует, коптер летает. Я протестировал их опытный образец и в дальнейшем на этой основе был построен парк из восьми различных коптеров для выполнения конкретных прикладных задач. Сегодня же тот стартап из китайского гаража – мировой лидер по производству коптеров.

Эту историю я вспомнил, когда мы стали разрабатывать проект технополиса – площадки, где мультиформатные малые инновационные предприятия смогли бы в кратчайшие сроки подстроиться под запросы бизнеса и превратить идею в технологию, масштабируемый и монетизируемый продукт. Важной составляющей этого конгломерата является функция R&D, которая обеспечит наукоёмкие производства новой технологической базой и возможностью кастомизировать уже разработанные решения. В итоге это позволит серьёзно сократить время от момента появления идеи до её воплощения в жизнь – что мне, к сожалению, не удалось сделать ранее.

Наращивая темпы своего развития Китай, пошел дальше обычного копирования. Воссоздавая технологию при помощи Reverse Engineering, китайцы максимально используют хакнутое ноу-хау для создания собственных инноваций. Китайский способ: технологии не копируются один в один, а совершенствуются обрастая местным апгрейдом. Появился даже специальный термин «шаньчжай», который здесь с гордостью употребляют. «Шаньчжай» — это имитация, продукт инновационного копирования, усовершенствованный оригинал. Это те самые двухсимочные айфоны или авто типа Yema T-SUV — невероятные гибриды Volkswagen Touareg + Tiguan, которые можно встретить только на внутреннем рынке Поднебесной. 

Эпоха “шанчьжая” уже пережила свой расцвет и сегодняшний Китай активно развивает собственные инновации. Эти инициативы закреплены на правительственном уровне и призваны переформатировать китайское производство на массовый выпуск высокотехнологичных решений.

Новые технополисы и собственные инновации

В 2006 году китайское правительство разработало долгосрочный план развития инновационной системы страны, в нем главный акцент сделан на стимулирование инновационной активности предприятий и развитие наукоемких технологий.

В стране изменили экономическую политику, регулирующую аренду территорий технопарков и технополисов: ставки были значительно увеличены. Тем самым государство выдавливало производителей дешевых реплик, освободив ресурсы для более серьезных игроков, с потенциалом к развитию высоких технологий. На сегодняшний день в Китае запущено национальные программы, направленные на поддержание научных исследований и их коммерциализацию, на это тратится почти 2 % ВВП.

Создание кластерной инфраструктуры из сети технополисов стало одной из форм поддержки инновационной активности. В последнем рейтинге Expert Market в десятку лучших технологических хабов мира вошли два китайских технополиса, причем пекинский технопарк Zhongguancun занял лидирующие позиции.

Современному Китаю удалось стать страной, которая быстро и успешно, создает собственные прорывные технологии и выводит их на международный рынок. Последние три года здесь происходит настоящая инновационная революция, а экономика выходит на совершенно другой уровень. Это закономерный итог, достигнутый благодаря грамотным изменениям стратегии государства: превращении экономики из закрытой в прогрессивную, развитие высоких технологий за счет инновационной инфраструктуры.

Конечно же, не все так радужно. Китаю еще предстоит преодолеть ряд серьезных препятствий на своем пути к лидерству в инновациях: репутация “страны подделок”, значительная доля госрегулирования и неразвитый рынок венчурного капитала. Россия же, наблюдая за развитием своего восточного соседа, может учесть все факторы, влияющие на развитие инноваций и перенять позитивный опыт. И кто знает, может через несколько лет отечественный технополис займет свое достойное место среди ведущих технохабов мира.

Борис Латкин

Генеральный директор Rocket Group

  1. Последние
  2. Популярные

Популярное за неделю

Error: No articles to display

Самые популярные метки