Жертвой интернет-цензуры в начале этого года в Китае стала Свинка Пеппа, после того как эту розовую любимицу детворы присвоили себе юные китайские неформалы, сделав из нее символ протеста, пишет The Economist.
Но популярная хрюшка стала объектом и другого нежелательного внимания: во время регистрации связанных с этим брендом торговых марок (ТМ) иностранными самозванцами, которые надеются получить выгоду от подделки бренда или конкуренции или же взыскать солидный штраф, когда на марку предъявят претензии настоящие владельцы Пеппи. В прошлом месяце британские владельцы этого мультипликационного персонажа сообщили, что более 100 китайских фирм подали заявки на ТМ «Свинка Пеппа» (некоторые уже несколько лет назад), фактически заблокировав их собственную интеллектуальную собственность
В Поднебесной закон о торговых марках опирается на принцип первой регистрации (в отличие от принципа первого использования, который действует в США и Британии и основывается на факте продажи конкретного товара или услуги). А значит, быстренько зарегистрировав ТМ, местный бизнес может не допустить владельцев оригинального бренда на рынок Китая. Благодаря дешевизне регистрации они появляются сотнями. От этого уже пострадали десятки иностранных компаний — от Apple (которая в 2012 году заплатила $60 млн, чтобы вернуть себе право использовать свою же торговую марку iPad в Китае) до американской Pfizer, что все еще не владеет ТМ китайскими иероглифами, под которой в Китае известный ее продукт Viagra.
А теперь уже и китайские бренды на собственном опыте ощутили, что такое стать мишенью иностранных самозванцев. В ходе расследования, заказанного Китайской ассоциацией торговых марок (лоббистская группа), выявлено кражу ТМ в почти 100 из 300 самых известных ее членов. В среднем каждую торговую марку незаконно использовали в четырех странах. Больше всего пострадали 98 брендов, которые принадлежат производителю смартфонов Vivo (незаконное использование в 53 странах и регионах, среди которых США, Бразилия и ЕС). Другой жертвой стал бренд сигарет Hunan China Tobacco Industry (в 21 стране от Панамы до Индонезии).
Новой эту практику не назовешь: торговой маркой крупнейшего бренда традиционных китайских лекарств Tong Ren Tang незаконно владеют другие компании в Японии, Южной Корее, США и Европе еще с 1980-х годов. Но упомянутая выше Ассоциация заявляет, что преступное использование китайских брендов, стоимость которых постоянно растет, приобрело огромные масштабы.
Так, в прошлом году десятки производителей игрушек, в основном из района Ченхай города Шаньтоу на юге провинции Гуандун, узнали, что в Чили местный торговец зарегистрировал более 300 их ТМ, как следствие — некоторые продукты не могли пройти таможню. Производитель автомобильных покрышек Tianjin Wanda Tyre Group отказался предоставить эксклюзивные права на дистрибуцию финскому авторизованному дилеру и только тогда узнал, что его партнер зарегистрировал ТМ Wanda для собственного использования в ЕС с 2011 года. С 2014-го китайский продовольственный гигант делает все возможное, чтобы отменить регистрацию своей торговой марки в Туманном Альбионе британским гражданином китайского происхождения.
Однако китайские фирмы, как, собственно, и западные, увидели, что регистрацию ТМ самозванцами аннулировать трудно. Яне Кауло, партнер финской компании по защите интеллектуальной собственности, которая представляла интересы Wanda, говорит, что отчасти проблема вызвана небрежным хранением файлов, которые подтверждают право первого использования. Видимо, это было легко: Wanda продавала покрышки в Европе с 2006 года. Но на свое обращение в Бюро ЕС по интеллектуальной собственности получила отказ и таким образом потеряла свой основной бренд на рынке ЕС.
Бюро по делам торговых марок рассматривает жалобы китайских брендов, помня про безжалостный захват троллями из КНР европейских ТМ, добавляет Кауло. Не помогает здесь и слабая позиция за рубежом торговых марок, написанных китайскими иероглифами. В ЕС закон о ТМ признает лишь их визуальный компонент, а не произношение или концептуальное значение. Поэтому их легко копировать, Например, омонимами, что может ввести в заблуждение китайскоязычных покупателей за рубежом.
Поднебесная усиливает меры по защите своих брендов. После того, как Китайская ассоциация торговых марок создала в апреле соответствующий комитет, отделение появилось в приморском городе Наньтун, соседний Шанхай также объявил о намерении открыть аналогичный офис. Дело о чилийских игрушках фигурировало в первой серии предупреждений о нарушении прав собственности на бренды, сделанных китайским правительством в 2017 году.
Нин Личжи, эксперт по права на интеллектуальную собственность, который занимался случаем в Чили, назвал его необычным и важным. Конфликт был исчерпан, когда упомянутый выше чилийский бизнесмен согласился стать авторизованным дилером в Чили игрушек из Шаньтоу. Учитывая легкость и скорость, с которыми было достигнуто соглашение, Кауло не исключает вмешательства китайского правительства.
Может ли беспокойство судьбой собственных брендов побудить Поднебесную играть честнее с чужими? Лидеры страны уже угрожают усилить меры по защите интеллектуальной собственности. В прошлом году трех местных производителей обуви обязали заплатить 10 млн юаней ($1,5 млн) американской компании New Balance за копирование ее логотипа. В августе Lego Group выиграла дело против китайского производителя игрушек Lepin, который скопировал ее цветные конструкторские наборы и был вынужден выплатить датской фирме 15 млн юаней. Это было одно из самых масштабных решений по делу о защите торговой марки, принятых китайским судом. И того самого месяца двум местным компаниям было запрещено выпускать продукцию с использованием изображения Свинки Пеппи (суд назвал это дело возрастным). Так недобросовестные бизнесмены подложили сами себе свинью.