На первом этаже — запасные части: здесь можно найти какие угодно выключатели, провода и шурупы, которые часто упакованы в мешки по тысяче штук. Второй этаж заполнен платами и небольшими устройствами от видеокамер до наушников. С каждым этажом увеличивается размер и сложность девайсов: смартфоны, дроны, гироскутеры... На самом высоком, десятом, глаза ослепляет разнообразие LED-ламп всех форм и цветов.
Супермаркет электроники SEG Electronics Market и другие похожие места в Хуацянбей — одном из районов Шэньчжэня (город на юге Китая с очень быстрыми темпами роста, что в часе езды от Гонконга) — называют магнитами для всех помешанных на технике. Но на них лучше смотреть как на витрины и торговые представительства тысяч предприятий в окрестностях этого города и по всему Китаю. Персонал за стойками охотно продаст вам любой товар в розницу, но они куда охотнее будут разговаривать по телефону с крупными оптовыми покупателями, пишет The Economist.
Рынки в Хуацянбей — идеальный символ доминирования КНР в электронной индустрии. Страна стала сердцевиной глобальной цепи поставок в этом секторе. Чипы и другие компоненты плывут сюда потоком, преимущественно из других азиатских стран. Собирают изделия в Китае, готовую продукцию отгружают во все концы мира. По оценке профессора Национального университета Сингапура Генри Юная, в Поднебесной содержится около половины всех мировых производственных мощностей для бытовой электроники. Там производят более половины всех мобильных телефонов в мире, а также почти все печатные платы — начинку любого девайса. На китайских фабриках устанавливают две пятых всех полупроводников в мире. Из производственных мощностей крупнейших 200 поставщиков Apple 157 находятся в Китае и только 63 — в США.
Это доминирование сказалось на политической повестке дня, в частности, Соединенных Штатов. Дефицит торгового баланса США с Китаем и нечестные приемы последнего, как вынужденная передача интеллектуальной собственности и даже откровенные ее кражи, стали главными причинами, из-за чего президент Дональд Трамп поднял тарифы на импорт многих видов продукции китайского производства. Но американские политики имеют еще и другие причины хотеть, чтобы компании получали продукцию через дополнительные цепи поставки. Одна из проблем — нарастание стратегического соперничества. А 5 октября Пентагон предупредил, что безопасности цепей поставок электроники уделяется не достаточно внимания. За день до того журнал Bloomberg Businessweek сообщил, мол китайским агентам удалось установить чипы для шпионажа на платы, которые используют 30 американских компаний, включая Amazon и Apple (обе категорически отрицают эту новость, хотя по мнению некоторых экспертов, как Грег Аллен из исследовательской организации Центр новой американской безопасности, такой сценарий вполне реален).
Добавьте сюда еще амбициозный план Китая подняться выше в цепи стоимости электроники под названием «Made in China 2025» — и легко поймете, почему Америка так беспокоится. Она имела опасения еще перед приходом к власти Трампа. В отчете для его предшественника Барака Обамы Совет президентских советников по науке и технологиям сделала вывод, что политика Китая, направленная на укрепление своей полупроводниковой индустрии, «искажает рынки, подрывает этим инновации [...] и ставит национальную безопасность США под угрозу».
Источником доминирования Китая стал дешевый труд. В начале 2000-х компании из самых разных отраслей переносили хотя бы часть производства в КНР, чтобы сохранить конкурентоспособность. Хотя с того времени значительная часть производства уже автоматизирована, электроника даже сегодня может потребовать значительных затрат труда: компоненты часто необходимо собирать вручную или переносить от одной машины к другой. На главного производственного подрядчика Apple, компании Foxconn в Шэньчжэне, работает 250 тыс. людей.
Комплексная тренировка
В последние годы затраты на оплату труда возросли: по некоторым оценкам, с 2011-го по 2016-й — более чем на 60%. Вьетнамские или индийские работники значительно дешевле. Но Китай сейчас может предложить многое дополнительно. Прилететь в Шеньчжень и доехать на метро до района Хуацянбей проще простого. Возникла целая экосистема компаний, которая обеспечивает все — от логистики до создания прототипов. Несмотря на то что сложные и дорогие компоненты, такие как процессоры и чипы памяти, все еще приходится импортировать, большинство других можно найти на месте. "Общие производственные затраты все еще ниже, чем в другом месте", - говорит профессор Юн.
Есть и дополнительные факторы в пользу концентрации. Вырастая, шэньчжэньская экосистема притягивает все больше производителей техники, как и плотная сеть фондов венчурного капитала, юридических фирм и других провайдеров услуг, которые привлекают стартаперов к Кремниевой долины. И, по словам ученого из Университета Калифорнии в Беркли Грега Линдена, в отличие от продуктов вроде автомобилей, гаджеты и компоненты к ним можно легко транспортировать самолетами по всему миру, то есть сосредоточение производства в одной точке не требует больших транспортных затрат.
Вопрос заключается в том, можно ли перебить или ослабить те силы, которые стянули производство электроники в Китай. В некоторой степени это уже произошло. Чтобы сбалансировать большие затраты на оплату труда и уменьшить зависимость от одной страны, некоторые фирмы уже перенесли часть своих операций. Стоит обратить внимание на то, что с 2009 года крупнейший в мире производитель смартфонов Samsung переместил большинство производства во Вьетнам, сделав эту страну крупнейшим после Китая экспортером таких устройств.
Американские ввозные тарифы на товары китайского производства подталкивают других пойти по примеру США. Такие компании, как южнокорейская SK Hynix и японская Mitsubishi Electric, начали переносить производство обратно на родину. Тайваньская Compal Electronics рассматривает возможность возобновить работу своих производственных мощностей во Вьетнаме. Некоторые производители-подрядчики, как американская фирма Jabil, видят в торговой войне определенные возможности: имея фабрики во многих странах, они могут переносить производство в зависимости от изменения условий.
Теоретически этот ручеек может превратиться в наводнение, если торговая война войдет в более горячую фазу или усилятся опасения относительно безопасности цепей поставок. Многие заводы и фабрики в Китае принадлежат иностранным компаниям, которые могут перенести свои объекты в другие страны. Но на практике отток, вероятно, будет иметь ограниченный масштаб. Преимущества КНР кажутся слишком большими: во Вьетнаме гораздо хуже инфраструктура, в Индии из-за бюрократии строить предприятия и нанимать несколько тысяч людей — немалые хлопоты, чтобы с этим заморачиваться.
Аналогично идея, которую поддерживают в Администрации Трампа, о том, что под давлением от тарифов и политики компании «возвращать» значительную часть своих производственных операций в США, — иллюзия. Такие фирмы, как Apple и Foxconn, могут строить себе заводы в Америке, чтобы выпускать продукцию высокой стоимости или из политических соображений. Но репатриация процесса сборки и производства компонентов для товаров будет невозможной, по мнению профессора Юна, и не в последнюю очередь из-за нехватки желающих выполнять низкооплачиваемую, монотонную работу. Большинство компаний не будут иметь другого выбора, кроме выжидания и перекладывания затрат на тарифы на своих клиентов, если это будет возможно. Также им придется больше инвестировать в безопасность цепей поставок. К счастью, технологии для этого улучшаются. Например, созданный бывшим инженером Apple стартап Instrumental использует компьютерное зрение для проверки плат на признаки подделки при сходе с конвейера.
Некоторые эксперты высказывают предположение о возможности бифуркации цепи поставок в области электроники, а также в других сферах индустрии информационных технологий, как инфраструктуры для мобильных сетей и даже в самом интернете. Одна часть будет обслуживать Запад, другая — Китай и союзные страны.
Полный раскол кажется маловероятным: взаимосвязь в глобальной электронной индустрии слишком крепкая для этого. Но последние события дали американским фирмам стимул уменьшить их зависимость от производства в Поднебесной. Китайские корпорации, пожалуй, испытывают то же самое в отношении американских технологий, особенно учитывая близкое к смерти состояние китайского производителя телекоммуникационного оборудования ZTE после того, как Министерство торговли США на короткое время запретило экспорт в этой компании процессоров, без которых она не может обойтись. Технологическая холодная война еще не началась. Но похолодание уже ощущается.