«Сила» и «надежность» были когда-то лозунгами немецких автопроизводителей. Сейчас более уместными кажутся «неповоротливость» и «махинации», пишет The Economist.
Прошло почти два года с тех пор, как компанию Volkswagen (VW) поймали на подделке тестов на чистоту выбросов, а проблем только прибавилось. Европа отворачивается от дизтоплива и даже от бензина. А немецкие компании обвиняют в заговорах, в том числе и по фальсификации тестов на выбросы для дизельных двигателей.
Похоже, приближаются последние дни дизеля. Продажи в Европе стремительно уменьшаются. До того как мошенничество VW получило огласку, на дизельные автомобили приходилось более половины рынка крупных европейских стран. Теперь это уже не так: банк Morgan Stanley отмечает, что в Германии в июне доля дизельных легковых авто не превышала 39% всех проданных машин. Другой банк прогнозирует, что вскоре эта цифра во всей Европе упадет до 30%.
Одна из причин — беспокойство смертностью от загрязнения окружающей среды. Европейское агентство окружающей среды утверждает, что из-за смога ежегодно в Европе преждевременно умирает почти полмиллиона человек. На дизельные двигатели приходится большая доля загрязнения от оксида азота, который они выделяют. В крупных городах по всей Европе планируют ввести ограничения. Дизельные автомобили, очевидно, запретят в Париже, Лондоне, Осло и даже в некоторых немецких городах, как Штутгарт, родина Daimler.
Политики, которые когда-то аплодировали дизельным двигателям учитывая меньшие по сравнению с бензиновыми выбросы двуокиси углерода, также прибегают к более жестким мерам. Налоги на дизельные автомобили и топливо растут, нивелируя преимущество для собственников с точки зрения расходов. Сомнения относительно дальнейшей судьбы этого топлива влияют и на стоимость перепродажи. В некоторых странах официально предупредили о предстоящем запрете самих двигателей внутреннего сгорания. Правительство Франции сообщило, что продажа новых автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями с 2040 года будет прекращено. Норвегия планирует сделать это к 2025-го. На этой неделе Великобритания начала стратегию чистого воздуха с такой же целью.
В ответ автопроизводители обещают за несколько лет перейти на выпуск только гибридных или электрических автомобилей. В Volvo говорят, что сделают это до 2019-го. Daimler и VW планируют выпускать большое количество машин на аккумуляторах. Но немецкие гиганты все еще настаивают, что дизель имеет будущее. Аргумент о том, что тотальный его запрет оставит их без таких нужных для инвестиций в новые, более чистые технологии средств, поддержали в Брюсселе. Комиссар ЕС по делам промышленности Эльжбета Беньковская недавно предупредила об опасности быстрого обвала дизельного рынка вследствие локальных запретов на передвижение дизельных автомобилей. Другая проблема — быстрая потеря репутации, особенно после новых обвинений в закулисных махинациях. 21 июля в немецком журнале Der Spiegel вышла статья о том, что крупные немецкие автопроизводители Daimler, BMW и VW прибегали к антиконкурентным действий еще с 1990-х. Самое серьезное заявление называют дизельгейтом: эти компании в 2008 году договорились ради экономии средств устанавливать слишком малые емкости с карбамидом, что используется для очистки выхлопов дизельных двигателей от оксида азота.
Статья в Der Spiegel основывается на информации, добровольно предоставленной компанией VW соответствующим органам в июле в ответ на проверку одного сталеплавильного картеля. Европейские правила судебного преследования картелей стимулируют фирмы не держать язык за зубами: первый, кто признает за собой вину, обычно освобождается от штрафов (второй получает скидку). Из сообщений в прессе напрашивается вывод, что информацию предоставили также из Daimler. Эти подозрения впечатляют. Более 60 комитетов обвинены в заговоре с целью подстройки норм и обмена технической информацией в тысячи тайных встреч. Неизвестно, на тех встречах договаривались о фиксировании цен, что является привычной практикой для картелей или нет. А конкуренты часто объединяются в союзы с целью экономии.
Например, общие затраты на производство двигателей. Но, как видно из внутренней электронной переписки, упомянутой в Der Spiegel, менеджеры и юристы вполне могли знать, что нарушают антитрестовое законодательство. Секретность тех встреч также кажется подозрительной, как и то, что на них не допускали иностранных конкурентов. Расследование ведут антитрестовые регуляторные органы Германии и ЕС. Некоторые политики опасаются за будущее отрасли, поскольку речь может идти о миллиардах евро штрафов. Такие страхи преждевременны. Подтвердилось лишь несколько фактов. И несмотря на то что год назад ЕС оштрафовал пятерых производителей грузовых автомобилей на €2,9 млрд ($3,4 млрд) за коррупционный сговор, санкции обычно намного меньше чем разрешенные максимумы.
Инвесторы не паникуют: цены на акции этих компаний снизились лишь немного. В BMW отрицают незаконные договоренности и махинации с выхлопами. Комментариев от Daimler и VW еще нет, хотя они обсуждали этот вопрос 26 июля на спешно организованных заседаниях наблюдательных советов. Но от немецких автопроизводителей сейчас как никогда требуют отказаться от дизеля, ускорить переход к выпуску автомобилей на аккумуляторах и развеять беспокойство относительно своего управления. Им придется взять на вооружение новые лозунги: «оперативность» и «открытость».