Масштабный переход на безналичные операции готовит новые вызовы не только потребителям и продавцам, владельцам малых бизнесов и банкам. Искать новые пути для выживания приходится и ворам, а вместе с ними к cashless-преступлениям привыкают и правоохранители.
Швеция, что планирует к 2030 году полностью вывести крону из обращения, уже нарабатывает опыт борьбы с новыми правонарушениями, — и речь на этот раз не только о киберпреступлениях. Детали — в адаптированном переводе исследования The Atlantic.
Украденное счастье
Забудьте про профессии, украденные роботами, — у шведских грабителей работу увела индустрия Fintech. В 2016 году (как раз тогда страна начала активно переходить на безналичные расчеты и популяризацию приложения Swish, в Королевстве зафиксировано лишь два ограбления банков, а еще в 2008 году их было 110. Падение количества именно этого вида преступлений объясняется тем, что Швеция уверенно движется к званию первой полностью безналичной страны мира. Символично, что именно эта страна в 1661 году стала первой в Европе, которая внедрила печатные банкноты. Повсеместные карт-ридеры и мобильные приложения для оплаты услуг перевели на cashless даже те сферы, которые казалось бы, всегда останутся в плену мелких денег, как церковные пожертвования или помощь бездомным. Не только общественные автобусы, но и много уличных продавцов сувениров уже не принимают наличные деньги вообще.
Хотя правительство продолжает печатать кроны, две трети населения заявили, что готовы перейти на полностью безналичный жизни и чувствовать себя комфортно. Riksbank констатирует, что в 2015 году твердая крона фигурировала лишь в 2% расчетов в стране. Центробанк прогнозирует, что «наличность точно все еще будет ходить в 2030-х, но необязательно и после». Уже сегодня меньшая часть банковских учреждений держит наличные в отделениях. Также, Швеция достигла чрезвычайно низкого показателя соотношения объема снятых через банкоматы наличных к ВВП — это крошечные 2,5%. Карманники и мелкие грабители грустно вздыхают: их преступная деятельность уже не прокормит.
Меньше наличности — больше зрелищности
Возможно, именно отчаяние толкает воров королевства на совершение ограблений, достойных лучших голливудских блокбастеров. Представьте себе ограбление фуры, загруженной дорогой техникой Apple, прямо во время движения авто по трассе. Грабители перепрыгивают с капота автомобиля, движущегося позади фуры со скоростью более 80 км/ч с выключенными фарами, чтобы оставаться незамеченным. Сюжет стал реальностью для шведской почтовой службы — пережив несколько подобных атак, PostNord оборудовала фуры камерами. Загрузив машины Apple-продукцией для приманки, организаторы охоты вместе с полицией стали ждать «добычу». На одном из шоссе в южной части Швеции воры попытались ограбить фуру, но вмешалась полиция и история получила счастливое для владельцев техники окончание.
Алексис Ларссон (Alexis Larsson), председатель службы безопасности в PostNord, констатирует, что воров сегодня гораздо больше интересуют дорогие товары, и «этот тренд, наверное, будет продолжать развиваться, как следствие уменьшения количества доступной наличности».
По теории разбитых окон, увеличение количества ограблений и случаев насилия с применением оружия в Швеции, не связанных с банками, поощряет воров на новые выдумки. Особенно вопиющий случай зафиксирован в прошлом году: рано утром грабители въехали на бульдозере Volvo в магазин Chanel в деловом центре Стокгольма. И хотя машина нанесла значительный ущерб, проломить все защитные ограждения не смогла. Грабители, наконец, оставили попытки и скрылись до приезда правоохранителей. Несколько месяцев спустя группа преступников въехала в магазин товаров класса люкс недалеко от Chanel и, как сообщается, использовала тягач чтобы похитить драгоценности.
Поскольку Швеция продолжает сокращать количество наличных денег в свободном обращении, грабители проявляют все больше креатива. Например, рьяно берутся за работу на черный рынок редких охраняемых видов, который раньше ограничивался тривиальным рептилиями или орхидеями. Уровень преступлений, касающихся угона защищенных видов достиг своего максимума за последнее десятилетие. Так, неясыть бородатая (Strix nebulosa), известная также как «призрак севера», сейчас стоит около $120 000 (1 млн шведских крон) в даркнете.
Ирония наличной судьбы
Преступления против личной безопасности человека (уличные нападения, ограбления, похищения и мошенничество) также растут вместе с обезналичиванием Швеции. Национальный совет по вопросам предупреждения преступности (Swedish National Council for Crime Prevention) последние 10 лет проводит ежегодное исследование уровня правонарушений. Два года назад был зафиксирован самый высокий процент граждан, которые хотя бы раз в год пострадали от указанных выше преступлений — 15,6%. А уровень киберпреступности и электронного мошенничества, по данным The Guardian, за последнее десятилетие удвоился.
Невероятно, но одной из главных задач перехода на безналичные операции было уменьшение количества преступлений. В какой-то степени, задача выполнена: грабители банков и карманные преступления ушли в шведское небытие. Но в абсолютных цифрах преступность не сократилась, просто изменила вектор развития на диджитал. Правоохранители борются и с хорошо известными скам-схемами, и с новыми технологиями взлома криптокошельков и электронных платежных систем.
Рост e-правонарушений обусловлен и психологическим аспектом: пользователи дистанцируются от денег, а поэтому легче решаются на обман, кражу, мошенничество (тот самый психологический эффект, кстати, способствует увеличению расходов на электронные покупки — когда не держишь деньги в руках, вроде и не отдаешь их за третий или двенадцатый чехол для смартфона с AliExpress, правда же?). Это объясняет и уклонение от уплаты налогов и махинации со страхованием или обязательными выплатами, и, в какой-то степени, желание похитить роскошные аксессуары бульдозером.