Согласно официальной статистике кубинских властей, около 23% жителей острова Куба имеют выход в интернет. Однако в недавней речи относительно новых условий сотрудничества с Кубой Барак Обама отметил, что проникновение Интернета в стране составляет около 5% и является одним из самых низких в мире. Это существенный разрыв, который означает, что 2 млн кубинцев имеют или не имеют доступ к онлайну.
Интернет на Кубе отличается от того, что привыкло видеть большинство мира. В онлайне на Острове свободы через экономическую блокаду нет Twitter, YouTube, небольшое количество блоков и публикаций. Зато, говорит интернет-исследователь Санья Келли, Веб на Кубе ограничен национальной системой электронной почты, разрешенных властями веб-сайтов, местной энциклопедией и несколькими другими ресурсами.
Закрытость кубинского интернета больше делает его похожим не на глобальную сеть, а на локальную, поэтому его часто называют интранетом. С последним знаком почти каждый офисный работник, ведь корпоративные сети - это также интранет в масштабах организации.
Отличие кубинского онлайна в том, что локальная сеть охватывает целое государство. Через малое количество контента внутри этого интранета, объясняет Келли, большинство пользователей работает с ним только ради электронной почты.
В мире есть другие страны, которые ограничивают для своих граждан доступ к онлайновым ресурсам, однако они используют другие способы фильтрации. Кубинский подход, утверждает исследователь, уникальным тем, что он бинарный. «Власть предпочитает ограничивать доступ к полному глобальному интернету, - говорит он. - Это означает полное отсутствие связи и искусственно завышеные цены».
На Кубе провайдерам интернета законодательно запрещено предоставлять доступ в глобальный интернет тем пользователям, которые не имеют подтвержденного государством разрешения. Другим жителям страны приходится довольствоваться сайтами врачей, адвокатов, чиновников и другими ресурсами, которые, по мнению местной власти, безопасны.
Вынужденная щель в онлайн. Такая закрытость не позволяет Кубе идти в ногу со временем, поэтому руководящей партии, несмотря на свое желание, приходится ослаблять контроль. Например, с 2009 года власть открыла почти сотню интернет-кафе по всей стране. Однако и в этом случае доступ к мировому интернету оказывается дорогим удовольствием для населения: визит зарубежного сайта стоит в семь раз дороже, чем просмотр национальных ресурсов. За чтение зарубежных материалов кубинцам приходится платить около $4,50 в час. При этом средняя заработная плата по стране составляет $20.
Однако даже если цена не остановит кубинца от просмотра зарубежного веб-сайта, власть все равно будет пытаться его остановить. Например, объясняет Келли, они увидят сообщение, что все визиты к ресурсам за пределами Кубы отслеживаются и контролируются.
Народ ищет выход. Несмотря на старания властей, некоторые кубинцы нашли выход из затруднительного положения. «Зарубежный родственник привозит оборудование для настройки Wi-Fi и вклинивается в чье-то соединение 3G, - объясняет один из выходов Джулия Швеиг. Она работает директором отдела Латинской Америки при Консульстве международных отношений. - Молодые кубинцы предпочитают проводить время возле отелей, особенно там, где выходят в онлайн богатые кубинцы и иностранцы. Они подключаются к их беспроводных сетей, используя заимствованные пароли». Некоторые жители даже получают экономическую выгоду от такого полуподпольного интернета на Кубе: они скачивают фильмы, музыку и другие материалы, а затем распространяют их среди друзей и родственников на USB-носителях.
Кто отключил интернет? Речь Барака Обамы относительно ослабления экономического эмбарго предусматривает упрощение продаж ноутбуков и другого телекоммуникационного оборудования. Раньше это было запрещено, и теперь кубинцам будет проще приобрести все необходимое для выхода в онлайн.
Однако представители власти не считают, что отсутствие массового онлайнового доступа - это результат экономической блокады США. «Президент сказал, что кубинский народ не имеет доступа к телекоммуникационным технологиям 21 века из-за эмбарго США. Это неправда, - говорит сенатор Марко Рубио. - Причина, почему они не имеют доступа к телекоммуникациям, как смартфоны или интернет, в том, что это незаконно на Кубе. Мнение, что Куба позволит народу посещать любые сайты, - смешная». По материалам Washington Post