30.05.2023
стартапы

Эпоха единорогов — угрожает ли ИТ-рынку новый «пузырь»

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дэйв Макклюр (Dave McClure), венчурный предприниматель и соучредитель 500 Startups, предупреждает всех, кто говорит про «бум» в сфере стартапов: пузырь есть — но он не в техноиндустрии.

Пресса уже который год ноет про «следующий пузырь», о том, что рынок стартапов вот-вот лопнет — но он не «щелкает», зато стартапы продолжают привлекать новые и новые денежные потоки, венчурный капитал и вызывать появление инноваций на рынке. Кто-то провозглашает неожиданные повороты в индустрии из-за проблем с финансированием «единорогов». Преувеличенные оценки перспективности стартапов улеглись — и никуда не исчезли ни сами предприниматели, ни инвесторы. Его Величество Венчурный Капитал тоже никуда не исчез и продолжает порождать погоню за выходом на биржу и «накачкой» деньгами все новых и новых проектов.

Макклюр предостерегает: настоящая «пузырь» назревает не в индустрии стартапов, где никогда не хватает капитала и инноваций, а в сфере компаний, вышедших на публичный биржевой рынок, так и не сумели отойти от бизнес-модели стартапа и переживают период взлета на основе волновых колебаний рынка. Почти все руководители компаний из списка Fortune 500 признают: это — слабое место их структур.

Конечно, есть те, кто говорит, что уже видел подобную ситуацию в 2000 или 2008 годах: мол, все из-за кризиса перенасыщения деньгами движутся всегда по одинаковым сценариям. Вот только коварство процессов, которые происходят сейчас, заключаются вовсе не в крахе рынка как такового — кризис грозит нетехнологическим компаниям, которые десятилетиями были на рынке, а теперь «единороги» имеют все предпосылки, чтобы «смести» старых лидеров.

По мнению Макклура, на этот раз кризис будет заключаться не в том, что инвесторы и топ-менеджеры потеряют все вложенные деньги — а то, что самоуверенные руководители классических компаний из рейтингов 500 самых влиятельных и богатейших компаний и руководителей мира окажутся перед лицом суровой правды о том, что они проиграли конкуренцию стартапам нового типа.

Настоящая «паника» начнется на Уолл-Стрит, когда они обнаружат, что мультипликатор P/E должен быть ~5-10 вместо ~15-25. Настоящие проблемы и кризис предстанут в момент, когда нефтедобывающие компании и автомобильные концерны поймут, что их акции через 20 лет не будут стоить даже доллара, потому что автономные машины без водителя и электромобили станут повсеместным явлением. Тысячи крупных компаний потеряют миллиарды долларов в течение следующих 10 лет.

И именно поэтому компания Unilever приобрела стартап Dollar Shave Club за $1 млрд. Именно поэтому сеть супермаркетов Walmart покупает Jet.com за $3 млрд. Именно поэтому GM приобрела Cruise за $1 млрд, инвестировали $500 млн в Lyft и даже собираются купить этот райдшеринговый проект за $5 млрд. Риск инвестирования в такие стартапы не больше среднерыночного — но сравнительно ниже риск потерять все, проглядев появление «единорога» в своей нише.

Подобное явление — не новость для рынка: где-то в середине 1990-х уже были прогнозы в отношении определенного технологического прорыва, однако потом провалились в ловушку «краха доткомов» в начале «нулевых». Одновременно суперкорпорации Amazon и Google появились в 1990-х как стартапы. После кризиса 2008-2009 годов подобный скептицизм тоже имеет место — хотя в то же время начали свое восхождение Facebook, LinkedIn, Twitter, YouTube — как и возвращение к былой славе корпорации Apple, запуск айфона и восхождение Стива Джобса как иконы нового поколения.

Вот это «хождение по кругу» уже тогда тоже было. Google приобрела тогдашние стартапы YouTube и Android. Facebook позже приобрел WhatsApp и Instagram. ТОП-5 компаний с самой высокой рыночной оценкой на сегодня — это технологические компании. Не переоценены? Не завышены ли их цены? Не грозит ли этим ТОП-5 следующий «пузырь»?

5 лет назад марк Андриссен написал эссе «Программное обеспечение съедает мир», фильм «Социальная сеть» стал 7 лет назад блокбастером для целого поколения молодежи — а теперь мы знаем, что следующую революцию (революции) не будут показывать телевизоры, потому что для нее будет интернет: беспорядки, изменения, митинги или выборы теперь в первую очередь не показывают телеканалы, а смартфоны, социальные сети, стриминговые сервисы, очки виртуальной реальности или дополненная реальность. А еще свое место в этих процессах займут дроны и скоростной автономный транспорт вроде Hyperloop. И столицей инноваций больше не будет Долина — а станет Шанхай или Сеул. А новейшие космические технологии будут ковать не в NASA или Детройте, а в Бухаресте, Бангкоке, Бангалоре или Стэнфорде, а может и еще где, где? Мы пока не знаем.

«Пузырь» происходит одновременно с запуском знаковых компаний и сервисов. Банкротство Lehman произошло летом 2008 года, и одновременно представители PayPal Mafia запускали программы венчурного инвестирования и ангельские программы на базе Facebook. Традиционные рынки 2008-2010 годов обваливались один за одним; а в это время люди вкладывали капитал в стартапы, которые были «единорогами» своего времени: Twilio, Credit Karma, Lyft (тогда еще Zimride) — $5 млн во все три, а теперь три этих стартапы оцениваются в $3 млрд.

Да, некоторые инвесторы теряли деньги, сталкивались с нецелевым использованием средств, и не умели овладевать smart-money — или же получали значительно меньшие выходы на биржу, чем прогнозировали аналитики. Но большинство стартапов и компаний быле не переоценены, а недооцененные (и часто — весьма ощутимо). Можно ли говорить о «пузыре»? Наверное, нет.

Взгляните на инвесторов: некоторые из них вложили сумасшедшие деньги, переоценивая стартап, в который инвестировал — Юрий Мильнер, русский, который запустил фонд DST Global, открыл эту «эру единорогов», когда вложил в 2009 году $200 млн в Facebook, когда компанию оценивали в $10 млрд. Тогда все называли его сумасшедшим — а потом Facebook стал стоить более $300 млрд. А еще он вложил деньги в AirBNB, Twitter, Spotify, Snapchat, WhatsApp — посмотрите сейчас на стоимость этих, ранее никому не известных компаний.

Да, иногда технологические компании перепрыгивают свое время, и далеко не все «единороги» превратятся в Facebook, но те, кто относительно недорого вложился в Uber и Airbnb, теперь вряд ли жалеют о решение рискнуть своими деньгами. Есть переоцененные проекты, но это — далеко не все. И достаточно будет тех, кому посчастливится утвердить новые инновации и прорывы.

  1. Последние
  2. Популярные

Популярное за неделю

Error: No articles to display

Самые популярные метки