29.03.2023
борьба с дронами преступников

Атака дронов: как бороться с беспилотниками криминальных синдикатов

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Единственный способ остановить плохого парня с БПЛА (беспилотный летательный аппарат) – это поставить против него хорошего парня с радиочастотной пушкой. Так считают в силовых органах США и других стран, пишет Engadget.

Предлагаем адаптированный перевод истории от Engadget о том, как правоохранители учатся бороться с новейшими технологиями в руках преступников.

БПЛА в качестве транспорта

25-летний Эдвин Хорхе Ривера считал, что это будет легкий заработок: за $1000 переправить дроном ланчбокс с 6 кг метамфетамина из Мексики в США через государственную границу. На другой стороне сообщник должен был получить контрабандный груз в условленном месте. Однако произошло неожиданное: пограничный патруль обнаружил беспилотник в полете и отследил его обратный путь, к укрытию, в 2 км от государственной границы.

Это не первый случай, когда контрабандисты использовали коммерчески доступные дроны для перевозки контрабанды. В 2015 году пограничный патруль поймал двух лиц, которые выгружали 12,5 кг героина в Калексико, штат Калифорния, и в том же году поймал еще одну банду торговцев наркотиками, что доставила 13,5 кг марихуаны в Сан-Луис, штат Аризона. Беспилотные летательные аппараты, которыми легко управлять и трудно выявлять, являются более практичными, чем катапульты. Именно поэтому они пользуются большой популярностью среди преступников для достижения их криминальных целей: от контрабанды и слежение до активного противостояния действиям полиции и запугивания местных жителей. Поскольку преступники становятся все более квалифицированными в использовании технологий, то правоохранительные органы должны быть на шаг впереди.

«Использование дронов должно быть в поле нашего зрения, – отметил судья окружного суда США Гонсало Куриель (Gonzalo Curiel), осудив Брайана Валле в 2016 году к трем годам заключения за контрабанду героина. – Суд считает, что такие преступления представляют большую опасность для общества».

Криминализация БПЛА отмечается не только в Америке. Полиция в Великобритании получила за прошлый год 3456 сообщений про негативные инциденты с беспилотниками (то есть, около 10 жалоб в день). Это в 2 раза больше в сравнении с 2015 годом, и в 12 раз – в сравнении с 2014-м. Среди инцидентов фигурировали как незначительные ссоры между соседями, так и тайный сброс наркотиков и огнестрельного оружия на территорию тюрем.

Один из фотографов даже сумел нацелить камеру своего беспилотника на борт крупнейшего военного корабля ВМС Великобритании Queen Elizabeth – и без всяких последствий. Позже он так прокомментировал эту ситуацию для BBC:

«На моем месте мог быть кто угодно. Корабль был похож на призрак. Считаю, что моя ошибка должна открыть глаза на огромную брешь в безопасности. С моей стороны это были просто глупости, однако история могла закончиться чем-то ужасным, не только для корабля и его экипажа, а и для жителей прибрежного города...»

Дроны-шпионы

В Австралии ситуация не намного лучше. Ранее в этом году австралийские правоохранительные органы задержали 7 человек за попытку ввезти в страну 92 кг кокаина стоимостью $30 млн. Группа преступников использовала беспилотник не для доставки наркотиков на берег из порта Мельбурна, а для того, чтобы противостоять полиции, которая следила за ними. Однако их план сработал не так, как они надеялись.

«Дроны редко применяются для шпионажа за полицией, однако этот преступный синдикат делал именно так и довольно часто, что заставило нас принять соответствующие меры», – отметил представитель полиции.

БПЛА также используются крупными преступными синдикатами в Южной Америке. В ноябре прошлого года колумбийские правоохранительные органы обнаружили более 130 кг кокаина, а также разобранный БПЛА, который предположительно принадлежал преступной организации Клан дель Гольфо, на пляже прибрежного города Байя Солано. «Мощный дрон применялся для перевозки кокаина в Панаму, причем он мог взять на борт до 10 кг груза и преодолевать за один полет на расстояние до 100 км», – заявил региональный начальник полиции. Хотя в полиции не уточнили модель беспилотника, но сам факт, что он способен поднимать до 10 кг, свидетельствует про более мощный аппарат, чем обычный коммерчески доступный БПЛА.

Банды используют беспилотники даже для того, чтобы запугивать местное население за их помощь правоохранительным органам. В отчете института Брукингса, опубликованном 2016-го, было отмечено, что уличная банда Comando Vermelho, которая проживает в трущобах Рио-де-Жанейро, сорвала программу помощи полиции, заявив, что «разворачивает дистанционные камеры на дронах в фавелах Complexo do Alemão для распознавания людей, которые сотрудничают с полицией». Эти заявления не были официально подтверждены, но оказались достаточно действенными, чтобы держать жителей подальше от этих территорий и от полиции.

Как государства ведут борьбу с беспилотниками

Правоохранительные органы беспомощны в противостоянии криминальным дронам. Аналитики Frost & Sullivan оценивают затраты на борьбу с беспилотниками «от $500 млн до $1 млрд», причем эта сумма может вырасти до $1,3 млрд к 2023 году.

Есть многочисленные противодронные системы разнообразного действия: от патронов дробовика, заряженных проволочными сетками, орлов, обученных захватывать БПЛА с воздуха. Snake River Shooting, производитель боеприпасов на базе в Айдахо, США, даже выпустил «dronemunition» – ферромагнитный охотничий патрон, помещенный в дробовик 12-го калибра. Однако другие противодронные технологии стандартнее и полагаются на генерацию радиочастотных помех, чтобы вывести из строя аппарат. Специальная команда военно-морского флота Министерства обороны США в июле подписала контракт на $1,5 млн с компанией SkySafe на разработку станции-генератора радиочастотных помех. Предполагается, что такая станция сможет распознавать, следить и выводить из строя вражеские БПЛА до того, как они приблизятся, чтобы нанести ущерб дружественным войскам.

К сожалению, станции радиоэлектронного частотного подавления в ближайшем будущем не будут представлены на коммерческом рынке. Зато продукт DroneGun от австралийского производителя DroneShield сейчас проходит испытания в Министерстве обороны США для использования американскими военными. DroneGun – станция генерации радиочастотных помех – имеет форму винтовки, которая весит почти 6 кг. Она блокирует частоту 2,4 ГГц, на которой руководствуется дрон на расстоянии до 2 км, что заставляет его или немедленно приземляться, либо автоматически вернуться в место своего запуска (где, возможно, его будет ожидать оператор).

Эта компания также разработала одноименное устройство пассивного обнаружения DroneShield, который способен обнаруживать беспилотники, приближающихся с расстояния 150 м, и отправлять в силовые органы соответствующие уведомления. Он уже применяется в многочисленных тюрьмах США, чтобы предотвратить провозу контрабанды, и использовался во время бостонского марафона в 2015 году, который был назван «drone-free zone» («область, свободная от дронов»).

Лазерные пушки

В случаях, когда генерация радиочастотных помех запрещена, на помощь приходит мощный лазер. Например, Boeing представил свою малогабаритную лазерную систему вооружения Compact Laser Weapons System еще в 2015 году. Этот портативный аппарат работает от источника питания 220В и генерирует световой луч мощностью 2 КВт, который способен прожечь дрон насквозь за считанные секунды. Он не настолько мощный, как лазер 30 КВт, которым армия США вооружила свой HELMTT, или версия 150 КВт, которую военно-морской флот тестирует сейчас на борту USS Ponce, но достаточно эффективно сбивает БПЛА в небе.

Не только американская оборонная промышленность играет в пушечную-лазерную игру. Немецкая компания Rheinmetall анонсировала свой высокоэнергетический лазер Oerlikon Skyshield High Energy Laser в 2016 году. Эта система ликвидирует угрозы с помощью одного из трех видов оружия: ракеты для уничтожения штурмовых летательных аппаратов; 35-мм снаряды — для вертолетов; лазер — для беспилотников.

Вирусное кибероружие

Исследователи безопасности разработали даже противодрнное вирусное программное обеспечение. В 2015 году Рахул Саси (Rahul Sasi) объявил о выпуске первого вируса, который получил название Maldrone. Скрипт на базе Python загружается в дрон через локальную сеть Wi-Fi и перенастраивает драйверы и датчики дрона. Далее пользователь фактически перехватывает дистанционный контроль над БПЛА, блокируя владельца дрону. Вирус Sasi сначала работал только против беспилотников Parrot AR, которые функционируют на базе Linux, хотя теоретически этот метод можно применить и к другим моделям.

Похожая система SkyJack была разработана исследователем безопасности Сэми Камкар (Samy Kamkar) еще в 2013 году. Камкар также использовал беспилотник Parrot AR на базе Raspberry Pi, на котором была загружена программа SkyJack. БПЛА ищет дроны вблизи, принудительно обрывает WiFi-связь, а потом подключает их к пульту управления со стороны хакера (при этом дрон считает, что он снова подключен к своему владельцу). Как только дрон попадет под управление хакера, его можно применять для дальнейшего распространения вируса.

Очевидно, сейчас мы наблюдаем старт новой гонки вооружений, где ограниченные в своих ресурсах правоохранительные органы противостоят растущей армаде недорогих беспилотников. Технологии борьбы с дронами, как и ранее,чрезвычайно дорогие по сравнению с самими БПЛА, к тому же полномочия силовых органов часто ограничены устаревшими нормами и правилами. Но не стоит думать, что такая ситуация сохранится и далее, поскольку многие страны уже модернизируют оснащение силовиков для соблюдения правопорядка.

  1. Последние
  2. Популярные

Популярное за неделю

Error: No articles to display

Самые популярные метки