19.03.2024
Adidas

Adidas переносит свое инновационное производство из Германии в Азию

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Это должно было стать революцией: производитель спортивных товаров хотел вернуть часть своего производства из Азии в Германию и там на роботизированных линиях выпускать кроссовки. Но концерн передумал и теперь воплощает ноу-хау в Азии, пишет Die Welt.

Когда тогдашний директор Adidas и президент ФК «Бавария» (Мюнхен) Герберт Гайнер в мае 2016 года открыл во франконском (административный округ в федеральной земле Бавария. — Ред.) Ансбаху так называемую скоростную фабрику (Speedfactory), заговорили о революции среди производителей спорттоваров. «Я начал работать на Adidas в 1987-м, именно тогда производство перенесли в Азию. Теперь круг замкнулся и оно возвращается", - сообщил он.

То, что делал Adidas, звучало действительно как небольшая сенсация: кроссовки больше не шьют вручную на фабрике во Вьетнаме, Индонезии или Турции, а снова производят недалеко от клиентов европейского и американского рынков сбыта. Сделать возможным это позволил высокоавтоматизированный процесс, при котором производство обуви происходило бы практически без человеческого труда. Но на днях стало известно, что мечта о возвращении производства развеялась. Обе имеющиеся скоростные фабрики в Ансбаху и США Adidas закроет не позднее апреля следующего года. Техника и разработанные там процессы снова отправятся на восток к Азиатским поставщикам. Туда, где до сих пор шьют руками. «Это целесообразнее с экономической точки зрения», — заявила одна из спикеров Adidas. В частности, фирма из Херцогенаураха не видит смысла в ранее запланированном расширении модельного ряда кроссовок на скоростных фабриках.

Хотя в 2016-м все указывало на то, что будущее за Ансбахом: павильон со снежно-белыми стенами походил на лабораторию, в два ряда полдесятка машин. Если в первую заложить несколько катушек ниток, а в другую всыпать горсть синтетических шариков, то в конечном итоге получишь пару беговых кроссовок. Первый аппарат делает из ниток ткань для верха кроссовка, которую следующая машина выкраивает лазером, тогда робот забирает эти элементы и переносит к другому прибору. Параллельно с противоположной стороны павильона из синтетического материала выливается и собирается подошва. В конце цикла последний аппарат соединяет подошву с верхней частью — и обувь готова.

На первых двух скоростных фабриках Adidas планировал изготавливать около миллиона пар беговых кроссовок. На вопрос, действительно ли удалось достичь таких производственных возможностей, сегодня в компании не отвечают, как и на вопрос, было ли прибыльным производство в Германии и США в последние годы. Конечно, даже если бы на этих фабриках сделали миллион пар, это было бы только малостью по сравнению с проданными Adidas 400 млн пар кроссовок.

Впрочем, производство на родине не только имело символическое значение. По словам Гайнера, речь шла о стратегии будущего: быстрое производство рядом с клиентом с предложением изготавливать индивидуальную обувь, а впоследствии и одежду. Это означало, что некогда люди могли бы просто в магазине заказывать обувь непосредственно под свои ноги, а небольшие скоростные фабрики шили бы кроссовки в многих пунктах продажи. Были бы возможны индивидуальные надписи и элементы дизайна.

В Adidas не планируют полностью отказываться от этих планов. Наконец, с появлением скоростных фабрик удалось сократить время от проектирования модели до ее выхода на рынок с нескольких месяцев до нескольких недель. Теперь это хотят продолжать у азиатских поставщиков. Однако про короткий маршрут доставки, который был бы лучшим для окружающей среды, уже не идет речи. Даже если само производство учащенное, кроссовкам таки придется плыть морем в контейнерах. Преемник Гайнера, нынешний директор Adidas Каспер Рорштед приостановил проект. Что именно не сработало на скоростной фабрике, точно не сообщают даже на запрос. Есть намерения расширить процесс производства и другими моделями, прежде всего повседневными кроссовками из серии Originals, отметила пресс-секретарь. Проще и экономически целесообразнее перенести процессы скоростных фабрик туда, чем перевезти станки во Франконию или США. Почему именно, неизвестно. Решающими, видимо, стали расходы, прежде всего оплата труда. Как говорят, давления со стороны азиатских поставщиков, чтобы закрыть высокоавтоматизированного конкурента, не было.

Негативные последствия разворота гиганта спортивных товаров на 180 градусов чувствует прежде всего Oechsler AG. Франконское предприятие совместно с Adidas создало и обслуживало скоростные фабрики. В следующем году контракты закончатся, и их уже не будет. Хотя процессы полностью автоматизированы, закрытие только во Франконии коснется более 100 работников дочернего предприятия Oechsler Motion. «Руководство Oechsler Motion GmbH убеждено, что несмотря на остановку производства на скоростной фабрике предприятие все равно будет давать прибыли, — сообщил представитель фирмы. — Но, по данным по состоянию на сегодня, избежать сокращений персонала не удастся». Больше деталей руководство сообщит до конца ноября. Около 70 увольнений будет и в США. Однако в самом Adidas смена стратегии на количестве рабочих мест не скажется. Работники, занятые в этой сфере, продолжат работу для улучшения производственного процесса, заявила пресс-секретарь.

«Хоть мы и понимаем причины прекращения работы скоростной фабрики Adidas и Oechsler, но очень сожалеем об этом решении, — сказал руководитель Oechsler Клаудиус Козлик. — Благодаря производству на ней мы получили очень ценные знания, которые уже использованы и будут интегрированы в другие производственные процессы предприятия: автомобильные, медицинские и инновационные решения». Однако в отрасли спортивных товаров преимущество будут иметь азиатские поставщики, на которых теперь будет работать ускоренная технология.

Раньше были надежды, что производство в родной Франконии расширят, а не свернут. Гайнер говорил, что в 2016-м все звучало так, будто когда-то значительную часть производства из Азии все-таки перенесут в страны сбыта, пусть на это и понадобится несколько лет. Влияние этого тренда казалось необычайным, экономисты жаловались: как развивающиеся страны могут в будущем надеяться на рост экономики, если даже такие функции, как пошив обуви и одежды, перебирают роботы в индустриальных нациях? В прошлом году за идею скоростных фабрик компания Adidas получила немецкую премию за инновации, которую вручают под патронатом федерального Министерства экономики. Все это, как оказалось, было слишком поспешным.

Теперь вместо строить и обслуживать новые скоростные фабрики Adidas хочет больше денег вкладывать в модернизацию азиатских поставщиков. «Скоростные фабрики сделали значительный вклад в развитие наших производственных инноваций и возможностей, — говорит сопредседатель Adidas Мартин Шанкланд. - Благодаря этим результатам и реализации новых технологий производства теперь мы можем эффективнее и гибче использовать имеющиеся производственные мощности и быстрее расширять ассортимент продукции, тратя меньше времени на ее изготовление».

Наконец, производство спортивной обуви в Франконии переживает такое себе дежавю: как и в 1980-х, конкуренты с Дальнего Востока оказались более состоятельными. Вслед за ручным производством в Азию переезжает и высокоавтоматизированное.

  1. Последние
  2. Популярные

Популярное за неделю

Error: No articles to display

Самые популярные метки