Квантовая физика и юмор имеют больше общего, чем кажется на первый взгляд, пишет Frontiers in Physics. Ведь то, что происходит в мозге человека во время понимания шуток, можно описать моделями и формулами квантовой теории.
Про это отмечают две канадские исследовательницы. Они утверждают: игра слов срабатывает только тогда, когда имеет место состояние когнитивного наслоения, то есть если одновременно активируются два возможных значения слова.
«Ноздрьов был в определенном смысле историческим человеком. Ни одно собрание, где он был, не обходилось без историй», – цитата из романа «Мертвые души» Николая Гоголя является типичным примером юмористического высказывания, образованного на основе полисемии. Мы понимаем шутку только тогда, когда становится понятно: «исторический» в зависимости от контекста имеет два значения, и сперва контекст повел нас по ложному пути.
Но по мнению Лианы Габоры и ее коллеги Кристи Китто (Kristy Kitto) из Университета Британской Колумбии (Канада), за этим механизмом скрывается нечто большее, чем обман. «Такое объяснение хотя и раскрывает определенные признаки каламбура, однако, по нашему мнению, не может быть основой для создания точной модели когнитивного состояния человеческого ума в тот момент, когда происходит понимание шутки», – рассказала исследовательница.
Ученые предположили: вероятно, уникальность юмористической форме каламбура можно будет лучше объяснить с помощью квантовой физики. Сначала это кажется странным, ведь юмор первично является психологическим феноменом. Однако исследовательницы обнаружили, что существуют интересные параллели между юмором и квантовой физикой – и реакцию на шутку можно описать теми же формулами.
«Типичными для квантовой физики является, в частности, феномены интерференции, суперпозиции и запутанности, – объясняют Габора и Китто. – Их неуверенность относительно результата исчезает только тогда, когда происходит измерение и эти состояния слабеют».
Подобное происходит и с каламбуром: двусмысленность понятия или фразы провоцирует в нашем мозгу своеобразное наслоение смыслов. Это когнитивное состояние суперпозиции, по мнению исследовательниц, творит существенную часть шутки: за то, что мы можем воспринимать два возможных значения одновременно, каламбур становится смешным.
В конце концов, одновременность сочетает возможные интерпретации – как и в измерениях квантовой физики. «То есть смешной каламбур не является первичным элементом действительности, что поддается объективному измерению. Зато он возникает в результате взаимодействия каламбура, когнитивного состояния слушателей и внешних факторов, – пояснила Габора. – Это то, что делает квантовый формализм прекрасным кандидатом для отображения юмора».